Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ










Ульяновская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Ульяновск. Площадь — 37 300 км², численность населения 1 350 тыс. чел. (2005).






По состоянию на 2007 год, в Ульяновской области не было сохранившихся узкоколейных железных дорог (кроме участка узкоколейной железной дороги Никольского стекольного завода протяжённостью несколько сотен метров, заходящего на территорию области).

Скорее всего, действующих узкоколейных железных дорог (кроме вышеупомянутого участка) в Ульяновской области нет как минимум с 1970-х годов.





БАЗАРНОСЫЗГАНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога (?) в окрестностях станции Патрикеево. Возможный начальный пункт — посёлок Патрикеево, расположенный у станции Патрикеево на железнодорожной линии Инза — Сызрань.


Разобранная узкоколейная (?) железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.


Разобранная узкоколейная (?) железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1963 году. В северной части не показана.

Узкоколейная железная дорога (либо железная дорога широкой колеи) пролегала по направлению Патрикеево — Тупик. Протяжённость узкоколейной железной дороги (либо железной дороги широкой колеи) составляла приблизительно 23 километра. Предполагаемое основное назначение — вывоз леса.

Узкоколейная железная дорога (либо железная дорога широкой колеи) была разобрана не позднее 1950-х годов.








ИНЗЕНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога (?) вблизи населённого пункта Свет. Возможный начальный пункт — населённый пункт Свет, расположенный в окрестностях остановочного пункта Свет на железнодорожной линии Рузаевка — Инза.


«Узкоколейная железная дорога» на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1998 году.

На топографической карте масштаба 1:100 000 (в 1 сантиметре — 1 километр) обозначена узкоколейная железная дорога вблизи населённого пункта Свет.

В населённом пункте Свет находится кирпичный завод. Рядом с посёлком имеются глиняные карьеры.

Скорее всего, обозначение на карте является ошибкой картографов — по данному направлению пролегает (пролегал) подъездной путь широкой колеи, узкоколейной железной дороги никогда не было, и её строительство не планировалось. Однако гарантировать это невозможно.

По состоянию на 2010 год, подъездной путь широкой колеи не действует и разобран.








МЕЛЕКЕССКИЙ РАЙОН (центр района — город Димитровград)





Торфовозная узкоколейная железная дорога в окрестностях Мелекесса. Начальный пункт — город Димитровград (до 1973 года Мелекесс), расположенный у станции Димитровград на железнодорожной линии Ульяновск — Акбаш.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1987 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Узкоколейная железная дорога по направлению Мелекесс — торфомассив вблизи населённого пункта Курлан была построена в 1942 году. Скорее всего, первоначально на ней использовалась конная либо ручная тяга. Вывезенный по узкоколейной железной дороге торф использовался в качестве топлива на Мелекесском льнокомбинате и других предприятиях.

Цитата из материала «Андрей Сахаров на лесоповале под Мелекессом» (http://dimitrovgrad73.ru/df/history/history10.htm):

На Льнокомбинате в качестве топлива использовали торф, который заготавливали в районе посёлков Торфболото и Курлан. К ним была проведена местная железная дорога, по которой торф перевозился на фабрику. Узкоколейка шла вдоль Черемшана, примерно там, где в наши дни проложено асфальтовое шоссе. Оканчивалась она за Курланом под горой, в местечке с примечательным названьем — Поддувалье.

Вблизи соседнего с Мелекессом посёлка Мулловка приблизительно в этот же период времени была построена «деревянная рельсовая дорога», предназначенная для подвоза торфа на Мулловскую суконную фабрику.

Цитата из материала «Андрей Сахаров на лесоповале под Мелекессом» (http://dimitrovgrad73.ru/df/history/history10.htm):

Мулловская суконная фабрика также работала на торфе. Его разрабатывали недалеко от Черемшана, вблизи нынешнего залива «Шарбаш». Вот как описывает это время М.Сударев в книге «Страницы истории» (Ульяновск, 1963). «Беснуется зима. Трещат деревья в лесу. От фабрики до торфяного болота более четырёх километров. Небольшая бригада дорожников с рассвета до темна роется в снегу, прокладывая пути для конного обоза...

Проложили деревянную рельсовую дорогу, соорудили вагонетки и стали возить торф на себе. Каждую вагонетку толкали десять человек. Но вскоре убедились, что этот тяжёлый труд был непроизводительным. Сами рабочие подсказали новый способ. Впряглись в сани и стали возить торф более ускоренными темпами...»


По информации от А. Николаева, узкоколейная железная дорога Мелекесс — Курлан была сохранена после Великой Отечественной войны. В 1950-х годах торф по-прежнему использовался в качестве топлива на промышленных предприятиях Мелекесса.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 1960-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) Димитровград — окрестности посёлка Дачный. Возможный начальный пункт — город Димитровград, расположенный у станции Димитровград на железнодорожной линии Ульяновск — Акбаш.


«Узкоколейная железная дорога» на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1987 году.

На топографической карте масштаба 1:100 000 (в 1 сантиметре — 1 километр), изданной в 1987 году, обозначена строящаяся узкоколейная железная дорога, пролегающая по направлению Димитровград — Дачный.

Обозначение на карте является ошибкой картографов. По данному направлению пролегает подъездной путь широкой колеи. Узкоколейной железной дороги никогда не было, её строительство не планировалось.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) Димитровградского кирпичного завода. Возможный начальный пункт — город Димитровград, расположенный у станции Димитровград на железнодорожной линии Ульяновск — Акбаш.

На одном из «железнодорожных» веб-сайтов утверждается о наличии узкоколейной железной дороги на Димитровградском кирпичном заводе, расположенном по адресу: г. Димитровград, ул. Куйбышева, д. 2.

Насколько известно автору, по данному адресу действительно находится кирпичный завод, однако узкоколейной железной дороги на нём нет, и, скорее всего, никогда не было.








НИКОЛАЕВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в селе Славкино. Начальный пункт — село Славкино, связанное железнодорожной линией широкой колеи со станцией Ключики, расположенной на железнодорожной линии Пенза — Сызрань.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1985 году. Показана железная дорога широкой
колеи Ключики — Славкино, протяжённостью около 20 километров.

В селе Славкино действовал Славкинский деревообрабатывающий завод. По неподтверждённым данным, заводу принадлежала узкоколейная железная дорога. Возможно, она пролегала по направлению Славкино — Ключики, не позднее 1970-х годов была заменена железной дорогой широкой колеи. Напоминанием о ней осталась улица Узкоколейная.

http://www.uvd73.ru/index.php?section=807 — упоминание Узкоколейной улицы в селе Славкино

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. По неподтверждённым данным, в период от 2000 года до 2010 года была разобрана также железная дорога широкой колеи Ключики — Славкино.








НОВОМАЛЫКЛИНСКИЙ РАЙОН





Новочеремшанская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Новочеремшанск, расположенный вблизи станции Новочеремшанск — конечного пункта железнодорожной линии Амировка — Новочеремшанск (по состоянию на 2001 год, железнодорожная линия частично или полностью разобрана).


Участок узкоколейной железной дороги в черте посёлка Новочеремшанск
на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1993 году.


Узкоколейная железная дорога на карте.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000 масштаба 1:100 000, изданной в 1993 году

Посёлок Новочеремшанск когда-то являлся центром лесной промышленности в заволжской части Ульяновской области. По неподтверждённым данным, здесь действовала лесовозная узкоколейная железная дорога, протяжённость которой на пике развития составляла не менее 50 километров.

На топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1993 году, большая часть линии узкоколейной железной дороги (?) обозначена условным знаком непроезжей дамбы. Однако в черте посёлка Новочеремшанск обозначена действующая узкоколейная железная дорога протяжённостью около 3 километров.

Возможно, после ликвидации основной части узкоколейной железной дороги на сохранившемся участке в черте посёлка Новочеремшанск выполнялись межцеховые грузовые перевозки.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.








ГОРОД УЛЬЯНОВСК





Узкоколейная железная дорога Ульяновск — Ундоры. Начальный пункт — город Ульяновск.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000, изданной в США в 1954 году.
Ошибочно (?) показана как ширококолейная.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1993 году.

Узкоколейная железная дорога Ульяновск — Ундоры предназначалась для вывоза сланца из сланцевых рудников. Она была построена в 1920-1922 годах, однако в связи с отказом от планов добычи сланца не начала работать и была разобрана.

Цитата из материала «Утерянная железная дорога», опубликованного на сайте информационного агентства «Ульяновск — город новостей» (http://ulgrad.ru/?p=59768):

На фотографии изображено поле чуть северней села Новая Беденьга. Казалось бы, ничего примечательного в пейзаже нет. И это действительно так, если не знать, что вдоль леса (там, где сейчас видна сосновая посадка) 90 лет назад ходили поезда. Факт существования железнодорожной ветки «Ундоры-Симбирск» неизвестен ни местным краеведам, ни даже фанатичным любителям узкоколейных железных дорог.

История, тем не менее, занятная. Как мы уже писали, в 1919 году в район Ундор была направлена геологическая экспедиция для исследования месторождений горючего сланца, после чего южнее села Городищи были заложены первые рудники. Во второй половине лета 1919 года они начали свою работу, и тут же встал вопрос транспортировки добытого сланца. Обычный для тех лет путь по воде, несмотря на дешевизну, был не самым удобным из-за высоты волжского берега в месте добычи (район Городищенского разреза), которая затрудняла погрузку сланца в баржи. Решено было строить узкоколейную железную дорогу. И её построили. Она уже была обозначена на карте начала 1922 года.

К середине 1922 года достроить оставалось буквально 2-3 версты со стороны Симбирска. Их достроили, но толком поработать железной дороге было не суждено – в 1923 году рудники закрыли, и через очень короткое время железная дорога была полностью разобрана «Битумсланцем», а рельсы распроданы.

В начале 1930-х годов в связи с грандиозными планами развития «Ундоровского промышленного куста» была запланирована постройка уже не узкоколейной, а обычной железной дороги «Ундоры-Ульяновск», но этим планам не суждено было сбыться.

Постепенно о «железке» забывали, хотя ещё в начале 1940-х годов на картах обозначали насыпь, оставшуюся от железной дороги, на участке «Городищи – Новая Беденьга», т.е. на том участке, где железная дорога шла по лесу.



В 1930-х годах по направлению Ульяновск — Ундоры планировалась постройка железной дороги широкой колеи. Эти планы не были реализованы.


Цитата из материала «Ульяновск. Попытка поворота», опубликованного на сайте информационного агентства «Ульяновск — город новостей» (http://ulgrad.ru/?p=59669):

15 февраля 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП(б), посвященное вопросу использования местного топлива. Про сланец в постановлении было сказано следующее: «Придавая особо важное значение быстрейшему и широкому использованию сланцев как важнейшему виду местного топлива и базы для развертывания химической индустрии, как мирной, так и особенно, оборонного значения, ЦК поручает ВСНХ и Госплану в 2-х месячный срок рассмотреть вопрос о создании в крае энергохимических комбинатов на сланцах».

...

Трест «Битумсланец», которому перешли рудники от ЦУСланца ещё в начале 20-х годов, после их закрытия распродал всё, что можно было продать, включая и рельсы с железнодорожной ветки. Остальное банально разворовали. «Дело было похоронено» – пишет один из членов комиссии, «из стоящего на открытом месте экскаватора части расхищены». Вывод комиссии был неутешительным – «установлен полный развал и разрушение рудников и всего рудничного хозяйства и оборудования». Тем не менее, хозяйство было решено восстанавливать и расширять в полном соответствии с основным вектором тех лет – глобальной индустриализацией любой ценой.

...

Из Ундор до Ульяновска планировалось протянуть линию электропередач, а также железнодорожную ветку. Планировалось, что произведенной из сланца в Ундорах энергии будет хватать для полного снабжения города теплом и электричеством. При этом геологи уверяли, что запасов сланца хватит при таком использовании минимум на 50 лет.



Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.








УЛЬЯНОВСКИЙ РАЙОН (центр района — посёлок Ишеевка)





Узкоколейная железная дорога Криуши — Артюшкино. Начальный пункт — населённый пункт Криуши, расположенный вблизи правого берега реки Волга.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1987 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога была построена в 1913 году. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 30 километров. Главная линия связывала пристань на Волге, расположенную вблизи населённого пункта Криуши, с песчаниковым карьером, расположенным вблизи населённых пунктов Артюшкино и Смородино.

Добытый в карьере песчаник использовался главным образом на строительстве железнодорожного моста через Волгу в Симбирске (ныне Ульяновск). Доставка песчаника от пристани Криуши до места стройки производилась водным путём — на баржах.

Узкоколейная железная дорога являлась значительным по своим масштабам сооружением. Она не носила характер «временной».

Тяговый подвижной состав был представлен паровозами. Данных о ширине колеи нет (возможно, не 750 мм).

Цитата из материала «Симбирская Швейцария», автор — О. Бородина (http://www.monomax.sis.net.ru/main/view/article/406):

«В 1913 году фирма «Тами и Дейчман», выигравшая конкурс на строительство моста через Волгу под Симбирском, решила использовать местный песчаник. Для подвоза добываемого камня от карьера «Кучуры» близ Артюшкино к пристани Криушинского затона была построена узкоколейка «Смородино — Криуши».

Песчаник из карьера использовался не только для строящегося железнодорожного моста, но и по договорённости с городскими властями его поставляли для мощения улиц Симбирска.

Карьер у села Артюшкино сейчас заброшен, зарастает и становится своеобразным «затерянным миром», царством змей и ящериц. Эффектные склоны из глыб цветного песчаника привлекают сюда туристов и экологов.»




Цитата из материала «О чём рассказал старый альбом...», автор — В. Боченков (http://semaphore.ru/rus/EDITIONS/ZDDELO/zdno49.htm):

«Одному из постоянных авторов альманаха попал в руки интересный фотоальбом 1913 года, иллюстрировавший работу временной узкоколейки на карьерах недалеко от города Симбирска (ныне Ульяновск). Эти карьеры обеспечивали камнем строительство местного железнодорожного моста через Волгу, который вступил в строй в 1916 году.

По системе временных путей камень подвозили к берегу, а далее он доставлялся к стройке по реке на баржах.»

____________________________

http://semaphore.ru/COMMPICS/EDITIONS/ZDDELO/ZDNO49/zd4902.jpg — паровоз ведёт гружёный состав. Снимок сделан в выемке на 20-й версте узкоколейной железной дороги. 1913 год. (Фотография размещена на сайте «Семафор»)

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.








ЧЕРДАКЛИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Бряндино — Лесная Поляна. Начальный пункт — посёлок Бряндино, расположенный вблизи станции Бряндино на железнодорожной линии Ульяновск — Акбаш.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1965 году
(ошибочно обозначена как железнодорожная линия широкой колеи).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1994 году (нанесена условно).

Лесовозная узкоколейная железная дорога, пролегавшая по направлению станция Бряндино — Старомайнский лесной массив (населённый пункт Лесная Поляна) была построена в годы Великой Отечественной войны.

Принято считать, что на лесозаготовках в окрестностях станции Бряндино началась трудовая деятельность известного учёного и общественного деятеля А. Д. Сахарова.

Цитата из материала «Андрей Сахаров на лесоповале под Мелекессом», автор — Ф. Касимов (http://dimitrovgrad73.ru/df/history/history10.htm):

«Во время войны самые значительные вырубки проводились поблизости от станции Бряндино. Отсюда было проще вывозить лес на различные предприятия страны. Здесь действовали две узкоколейные железные дороги, которые подходили к станции с разных сторон. По одной лес вывозили из Старомайнского лесного массива. Эта узкоколейка начиналась от посёлка Лесные Поляны (4 километра от Большой Кандалы), где в то время находилась зона Исправительно-трудовой колонии. Затем колея шла по полям мимо местных деревушек и подходила к Бряндино с севера; её протяженность была почти 30 километров.

Вторая узкоколейка шла с юга от посёлка Кюльдюш через лес, минуя Еремкино.

В селе Старое Еремкино живёт Серапьян Семанович Корселадзе, работавший в годы войны бригадиром на местных лесозаготовках. В его бригаде было до 500 человек из разных районов страны, причем многие прибывали с Кавказа и других южных мест. В памяти ветерана сохранились дремучие леса — «настоящая тайга», вековые деревья и тяжелейший труд в любую погоду. По его словам, многие машины и другая техника были предоставлены московским ЗИСом, поэтому часть леса отправлялась даже в Москву.

Старейший работник Мелекесского лесхоза Виктор Павлович Корнилаев хорошо помнит как в лесном массиве между станцией Бряндино и деревней Еремкино трудились рабочие и служащие ульяновского завода имени Володарского. Заготовленные ими дрова на санях и на мотовозах по узкоколейке доставляли на станцию, грузили на платформы и отправляли в Ульяновск и другие города.

Нет сомнений, что именно здесь начиналась трудовая деятельность Андрея Дмитриевича Сахарова. По всей видимости, когда молодого инженера перевели из Коврова в Ульяновск, то первым делом его послали в Мелекесский район — «в глухую сельскую местность» — на лесозаготовки и лишь потом он начал работать по своей основной специальности.»


Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы.


http://zoviet.narod.ru/cordon.htm, http://ulgrad.ru/?p=62 — информация о «лагерных» лесозаготовках к северу от станции Бряндино, фрагмент карты лесоустройства с обозначением узкоколейной железной дороги

http://ulgrad.ru/?p=52652 — материал «ГУЛАГ в ульяновских лесах». Представленные фотографии сделаны не на узкоколейной железной дороге Бряндино — Лесная Поляна, а на Папуловской узкоколейной железной дороге (Кировская область).




__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Бряндино — Кулдюш. Начальный пункт — посёлок Бряндино, расположенный вблизи станции Бряндино на железнодорожной линии Ульяновск — Акбаш.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1994 году (нанесена условно).

Эта узкоколейная железная дорога строилась одновременно с узкоколейной железной дорогой Бряндино — Лесная Поляна. Узкоколейная железная дорога предназначалась для вывоза леса из лесных массивов, расположенных вблизи населённых пунктов Старое Еремкино и Кулдюш. Тяговый подвижной состав был представлен мотовозами. Возможно, имелись и паровозы.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы.














16.09.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу