Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МОСКВЫ











Город федерального значения Москва — субъект Российской Федерации (включает собственно город Москву, город Зеленоград, посёлки Внуково, Рублёво, Восточный, Некрасовка и другие населённые пункты). Площадь — 1 081 км², численность населения 10 472 тыс. чел. (2006).






Последними из действовавших на территории города Москвы полноценных узкоколейных железных дорог (не относящихся к категории шахтных, не являющихся развлекательными аттракционами) были: узкоколейная железная дорога Бирюлёвского кирпичного завода (по неподтверждённым данным, локомотивная тяга на ней перестала использоваться в 1960-е годы), узкоколейная железная дорога на территории комбината строительных материалов «Сигма» (не позднее 1990-х годов перестала быть полноценной дорогой).

По состоянию на 2010 год, на территории города Москвы имеется значительное число временных шахтных узкоколейных железных дорог, расположенных в строящихся подземных сооружениях (главным образом, тоннелях метрополитена и канализационных коллекторах), а также несколько развлекательных «рельсовых аттракционов», не являющихся полноценными узкоколейными железными дорогами, и объекты узкой колеи на некоторых промышленных предприятиях, не являющиеся полноценными узкоколейными железными дорогами.

С 2008 года на территории Москвы находится тепловоз ТУ6А-2485, однако его появление не связано с планами создания узкоколейной железной дороги. Тепловоз был куплен владельцами одного из развлекательных заведений и был поставлен на территории заведения в качестве «большой игрушки», привлекающей клиентов, при этом он подвергся варварской переделке.

На территории металлургического завода «Серп и Молот», по состоянию на 2009 год, сохранялся разграбленный паровоз П24-7 постройки Коломенского завода, привезённый в Москву в 1991 году (до этого он находился на узкоколейной железной дороге Зеленодольского шпалопропиточного завода в городе Зеленодольске, Татарстан).

В отличие от большинства крупнейших городов России, в Москве нет детской железной дороги (несмотря на то, что в Москве находится администрация ОАО «РЖД» и управление Московской железной дороги). Шансы на её появление обозримом будущем крайне малы.








Узкоколейная железная дорога Бирюлёвского кирпичного завода. Начальный пункт — Бирюлёвский кирпичный завод, находившийся вблизи станции Бирюлёво-Товарная.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году.

Бирюлёвский кирпичный завод был построен в 1920-е годы (источник информации: http://biryulevo.ru/publ/1-1-0-3). На заводе имелась узкоколейная железная дорога, предназначенная для доставки глины от карьера до завода. Узкоколейная железная дорога была построена не ранее 1940-х годов (источник информации: на топографических картах, изданных в 1930-е годы и в начале 1940-х годов, узкоколейная железная дорога отсутствует).

Линия узкоколейной железной дороги имела протяжённость менее 2 километров. Она пролегала под двумя путепроводами, по которым были пропущены пути магистральной железной дороги (участок Москва-Павелецкая — Михнево).

По информации от М. Боженова, приблизительно до 1960 года на узкоколейной железной дороге работал мотовоз. После того, как он вышел из строя, узкоколейная железная дорога перестала работать в режиме полноценной железной дороги: для перемещения вагонеток стал использоваться колёсный трактор, двигавшийся над рельсами. Таким образом, узкоколейная железная дорога превратилась в комбинированный вид транспорта: безрельсовый «локомотив» и рельсовый прицепной подвижной состав (вагонетки).

В 1979 году кирпичный завод был закрыт, узкоколейная железная дорога была разобрана. На месте бывшего кирпичного завода были построены другие предприятия. Территория бывшего карьера была застроена.


http://old.wikimapia.org/8188426/ru — трасса разобранной узкоколейной железной дороги на спутниковых снимках













Узкоколейная железная дорога кирпичного завода вблизи станции Бескудниково. Начальный пункт — кирпичный завод, находившийся восточнее станции Бескудниково.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба
1:50 000, изданной в 1931 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году.

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографическая карта масштаба 1:50 000 (в 1 сантиметре — 500 метров), изданная в 1931 году.

На топографической карте масштаба 1:25 000 (в 1 сантиметре — 250 метров), изданной в 1968 году, узкоколейная железная дорога в данной местности не показана, однако показаны действующие карьеры. Возможно, к тому времени узкоколейная железная дорога уже была разобрана, вывоз глины осуществлялся автомобилями.

По состоянию на 2010 год, на месте бывшего кирпичного завода находится Бескудниковский комбинат строительных материалов.


http://www.noorderlingen.org/pages/beskudnikovo-18.htm — информация о Бескудниковском комбинате строительных материалов

http://www.aha.ru/~bksm/ — официальный сайт Бескудниковского комбината строительных материалов













Узкоколейная железная дорога кирпичного завода вблизи станции Бескудниково. Начальный пункт — кирпичный завод, находившийся западнее станции Бескудниково.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба
1:50 000, изданной в 1931 году.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:50 000, изданной в 1934 году
(карта адаптирована для использования германской армией посредством
нанесения надписей на немецком языке).


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:25 000,
изданной в 1968 году (нанесена условно).

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографические карты масштаба 1:50 000 (в 1 сантиметре — 500 метров), изданные в 1931 году и 1934 году.

На топографической карте масштаба 1:25 000 (в 1 сантиметре — 250 метров), изданной в 1968 году, узкоколейная железная дорога в данной местности не показана, однако показаны действующие карьеры. Возможно, к тому времени узкоколейная железная дорога уже была разобрана, вывоз глины осуществлялся автомобилями.

Позднее кирпичный завод был ликвидирован. По состоянию на 2010 год, о существовавшем здесь заводе и карьерах почти ничто не напоминает, территория застроена жилыми домами.













Узкоколейная железная дорога Бутовского кирпичного завода. Начальный пункт — Бутовский кирпичный завод, расположенный вблизи станции Бутово на железнодорожной линии Москва — Столбовая.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба
1:50 000, изданной в 1931 году.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:50 000, изданной в 193? году
(карта адаптирована для использования германской армией посредством
нанесения надписей на немецком языке).


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:25 000,
изданной в 1968 году.


Увеличенный фрагмент той же самой карты. Участок узкоколейной железной дороги
к карьеру нанесён условно, по данным карт 1930-х годов издания.

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографические карты (главным образом, карты масштаба 1:50 000, изданные в 1930-е годы). Согласно этим картам, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла менее 1 километра, она соединяла территорию завода с глиняным карьером.

На топографической карте масштаба 1:25 000 (в 1 сантиметре — 250 метров), изданной в 1968 году, узкоколейная железная дорога обозначена только внутри территории завода, её протяжённость, согласно карте, составляла около 200 метров. Скорее всего, к тому времени вывоз глины из карьеров осуществлялся автомобилями.

Нельзя исключать и того, что на карте масштаба 1:25 000 (в 1 сантиметре — 250 метров), изданной в 1968 году, узкоколейная железная дорога не была обозначена полностью в силу ошибки картографов.

В любом случае, узкоколейная железная дорога была разобрана не позднее 1970-х годов.

Бутовский кирпичный завод (ОАО «Бутовский комбинат»), по состоянию на 2010 год, остаётся действующим.


http://old.wikimapia.org/#lat=55.535425&lon=37.573607&z=16&l=1&m=s&v=9 — территория кирпичного завода на спутниковых снимках

http://www.bkbutovo.ru/ — официальный сайт ОАО «Бутовский комбинат»














Узкоколейная железная дорога в окрестностях остановочного пункта Дзержинская. Местонахождение — окрестности остановочного пункта Дзержинская, находившегося на железнодорожной линии Бескудниково — Лосиноостровская (железнодорожная линия была полностью разобрана в 1980-х годах).


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба
1:50 000, изданной в 1931 году.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году
(нанесена условно, на основе данных предыдущей карты).

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографическая карта масштаба 1:50 000 (в 1 сантиметре — 500 метров), изданная в 1931 году. Согласно данной карте, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 700 метров. Платформы Дзержинская (8 км) на железнодорожной линии Бескудниково — Лосиноостровская в то время ещё не существовало, она была открыта в 1949 году.

На топографической карте масштаба 1:25 000 (в 1 сантиметре — 250 метров), изданной в 1968 году, узкоколейная железная дорога в данной местности не показана.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.













Узкоколейная железная дорога Очаковского кирпичного завода. Начальный пункт — Очаковский кирпичный завод, находившийся вблизи станции Очаково-I.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году
(нанесена условно, на основе данных предыдущей карты).


Территория бывшего Очаковского кирпичного завода на спутниковом снимке
(источник — «Google Maps», ориентировочная дата съёмки — 2006 год).

Очаковский кирпичный завод находился вблизи станции Очаково-I на железнодорожной линии Москва-Киевская — Бекасово. Завод был открыт в 1932 году.

На заводе действовала узкоколейная железная дорога, предназначенная для доставки глины от карьера до заводских цехов. Согласно топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 1 километра.

По информации от В. Боченкова, в 1953 году в адрес Очаковского кирпичного завода поступил как минимум один мотовоз МД54-2, построенный Истьинским машиностроительным заводом (Истье, Рязанская область).

На топографической карте масштаба 1:25 000 (в 1 сантиметре — 250 метров), изданной в 1968 году, узкоколейная железная дорога в данной местности не показана, однако показан кирпичный завод и действующие карьеры. Возможно, к тому времени узкоколейная железная дорога уже была разобрана, вывоз глины осуществлялся автомобилями.

В любом случае, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1970-х годов. Завод после этого продолжал работать, сырьё доставлялось автомобильным транспортом. В 1990-е годы завод был закрыт, на протяжении длительного времени находился в заброшенном состоянии.

В 2005 году кирпичный завод был снесён. Позднее на его месте был построен многоуровневный автомобильный паркинг.


http://old.wikimapia.org/10666698/ru/ — территория бывшего Очаковского кирпичного завода на спутниковых снимках













Детская железная дорога в Центральном парке Культуры и отдыха имени М. Горького. Местонахождение — Центральный парк Культуры и отдыха имени М. Горького.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году (узкоколейная
железная дорога не обозначена).

Детская железная дорога в Центральном парке Культуры и отдыха имени Максима Горького действовала непродолжительное время. По состоянию на 2010 год, история узкоколейной железной дороги остаётся практически неизученной.

Единственный известный достоверный источник информации об этой детской железной дороге — заметка в газете «Вечерняя Москва», номер от 9 января 1933 года. Кроме того, детская железная дорога в Москве упомянута в книге «25 детских железных дорог СССР» (издана в г. Воронеже в 1936 году, автор — А.И. Волков). Однако данная книга касательно других детских железных дорог содержит значительное число грубых искажений реальности. Доверять ей в полной мере нельзя.


Цитата из книги «25 детских железных дорог СССР» (http://mozd.narod.ru/hist/):

Москва — ЦПКиО им. М. Горького. Имеется одноколейный путь, длиной 528 метров. Вокзал, депо, платформа. Электроподстанция (12 киловольт). Подвижной состав из 3-х вагонов (1 с 4 моторами).

Проектируется (проект утверждён) удлинить путь на 410 метров, построить вокзал и платформу, изготовить 3 новых вагона с электромоторами и 1 паровоз с 3 вагонами, построить мост и оборудовать депо.



Насколько достоверна информация из книги «25 детских железных дорог СССР» — сказать трудно. Однако публикация в газете «Вечерняя Москва» не оставляет сомнений в том, что детская железная дорога действительно существовала: в ней имеется фотография самодельного трёхвагонного электропоезда, следующего по линии.

По мнению Д. Сутягина (автора сайта «Детские железные дороги СССР» http://dzd-ussr.ru), детская железная дорога, скорее всего, была открыта в 1932 году, просуществовала несколько лет (в 1939 году её уже не было). Протяжённость дороги, если верить книге «25 детских железных дорог СССР», составляла 528 метров. Имелись две станции. Дорога была полностью электрифицирована.

Причины ликвидации детской железной дороги не установлены. Возможно, это было связано с уже утверждёнными планами строительства новой детской железной дороги в Измайловском лесопарке. Данная дорога должна была быть значительно более протяжённой, чем детская железная дорога в Центральном парке Культуры и отдыха имени М. Горького.

В статистике наличия детских железных дорог в системе НКПС СССР детская железная дорога в Москве не упоминалась. По официальной версии, распространяемой как минимум с 1940-х годов, первая в мире детская железная дорога открылась не в Москве, а в Тбилиси (несмотря на то, что Тбилисская детская железная дорога была открыта в 1935 году).


http://www.dzd-ussr.ru/towns/moscow/cpkio.html — материал на сайте Д. Сутягина «Детские железные дороги СССР»













Нереализованный проект детской железной дороги в Измайловском лесопарке. Местонахождение — Измайловский лесопарк (на момент предполагаемого начала строительства — Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина).


Предполагаемая трасса детской железной дороги на карте, изданной в 1939 году.

Полноценная детская железная дорога значительной протяжённости в Измайловском парке культуры и отдыха имени Сталина (Измайловском лесопарке) проектировалась в 1939-1941 годах. Детская железная дорога должна была иметь значительную протяжённость (по минимальному варианту, предусматривавшему строительство линии по периметру Измайловского лесопарка — свыше 11 километров, по варианту, предусматривавшему строительство линии в лесопарк «Лосиный Остров» — не менее 20 километров).

Предполагалось что детская железная дорога будет частично электрифицирована — на дороге должны были работать как паровозы, так и электровозы. Главная станция детской железной дороги была запроектирована вблизи строившейся на тот момент станции метро, имевшей проектное название «Стадион имени Сталина» (была открыта в 1944 году под названием «Измайловская», ныне «Партизанская»).

Здания вокзалов должны были строиться по индивидуальным проектам. Спроектированные здания отличались монументальностью и роскошью. Столичная детская железная дорога по своему размаху, по грандиозным масштабам линии и зданий должна была превосходить все остальные детские железные дороги СССР.

По информации от Д. Сутягина, строительство должно было начаться летом 1941 года, ему помешало нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года. После Великой Отечественной войны о проекте детской железной дороги неоднократно вспоминали, но строительство не возобновилось. Позднее проект был окончательно забыт.

По неподтверждённым данным, наземный участок Арбатско-Покровской линии Московского метро на территории Измайловского лесопарка был построен на месте проектировавшейся трассы детской железной дороги.


http://www.dzd-ussr.ru/towns/moscow/index.html — материал на сайте Д. Сутягина «Детские железные дороги СССР»

http://web.archive.org/web/20080507160122/http://mostrans.newmail.ru/parallel/story001.htm — «Детские железные дороги СССР» (материал из исчезнувшего сайта П. Яблокова)













Узкоколейная железная дорога кирпичного завода в Семёновском. Начальный пункт — кирпичный завод, находившийся в селе Семёновское.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 1943 году.

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографические карты: масштаба 1:100 000 (в 1 сантиметре — 1 километр), изданная в 1941 году, масштаба 1:50 000 (в 1 сантиметре — 500 метров), изданная в 1943 году. Согласно данным картам, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла свыше 1 километра. Узкоколейная железная дорога соединяла территорию завода с глиняным карьером.

На топографической карте масштаба 1:25 000 (в 1 сантиметре — 250 метров), изданной в 1968 году, никаких признаков наличия узкоколейной железной дороги, кирпичного завода и карьеров нет. Территория, по которой пролегала узкоколейная железная дорога, к тому времени была застроена многоэтажными домами. По направлению бывшей линии узкоколейной железной дороги пролегал Ломоносовский проспект.













Узкоколейная железная дорога кирпичного завода в Воронцово. Начальный пункт — кирпичный завод, находившийся в селе Воронцово.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:25 000,
изданной в 1968 году (нанесена условно, на
основе данных предыдущей карты).

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографическая карта масштаба 1:100 000 (в 1 сантиметре — 1 километр), изданная в 1941 году. Согласно данной карте, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла менее 1 километра. Скорее всего, узкоколейная железная дорога соединяла территорию завода с глиняным карьером.

На топографической карте масштаба 1:25 000 (в 1 сантиметре — 250 метров), изданной в 1968 году, показан кирпичный завод и карьеры, однако узкоколейная железная дорога не показана. Не исключено, что к тому времени она была разобрана, доставка глины осуществлялась автомобилями.

Позднее кирпичный завод был полностью уничтожен.













Рельсовый путь узкой колеи на территории комбината строительных материалов «Сигма». Местонахождение — комбинат строительных материалов «Сигма», находившийся в районе Отрадное (улица Олонецкая).


Район местонахождения бывшего комбината строительных материалов «Сигма» на спутниковом снимке
(источник — «Google Maps», ориентировочная дата съёмки — 2007 год).

По информации от П. Желтова, в конце 1960-х либо начале 1970-х годов на предприятии была построена узкоколейная железная дорога, использовавшаяся для межцеховых перевозок. Изначально на ней работали мотовозы (? — возможно, шахтные дизелевозы), путевое развитие было достаточно разветвлённым.

Позднее значительная часть путей была разобрана. По состоянию на лето 2004 года (поездка на завод П. Желтова), протяжённость путей составляла около 300 метров. Использовались лёгкие рельсы Р-11, металлические шпалы. Путевое развитие было представлено двумя стрелками. Имелось также глухое пересечение путей.

В 1990-х годах на узкоколейной железной дороге работал один аккумуляторный шахтный электровоз. Летом 2004 года, по свидетельству П. Желтова, электровоз не работал. На «узкоколейной железной дороге» оставалась одна вагонетка, для её перемещения применялась ручная тяга.

Летом 2006 года ещё сохранялись остатки путей, никакого движения не было. Остатки путей имелись и в 2009 году.


http://noorderlingen.org/pages/quarantine-16.htm — немного информации, фотографии, сделанные 22 июля 2006 года

http://noorderlingen.org/pages/quarantine-15.htm — «Маленькая железная дорога на территории промзоны ВДНХ» (фотографии, сделанные 22 июля 2006 года)


http://old.wikimapia.org/11250934/ru/ — местонахождение путей узкой колеи на спутниковых снимках













Узкоколейная железная дорога кирпичного завода в населённом пункте Верхние Котлы. Начальный пункт — кирпичный завод, находившийся в населённом пункте Верхние Котлы.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба
1:50 000, изданной в 1931 году.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:25 000,
изданной в 1968 году (нанесена условно, на основе
данных предыдущей карты).

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографические карты, изданные в 1930-е годы. Согласно картам, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 500 метров. Узкоколейная железная дорога соединяла кирпичный завод с глиняным карьером.

На топографической карте масштаба 1:25 000 (в 1 сантиметре — 250 метров), изданной в 1968 году, узкоколейная железная дорога в данной местности не показана, однако показан кирпичный завод. Возможно, к тому времени узкоколейная железная дорога уже была разобрана, вывоз глины осуществлялся автомобилями.

Позднее кирпичный завод был ликвидирован. По состоянию на 2010 год, о существовавшем здесь заводе и карьерах почти ничто не напоминает, территория застроена.













Узкоколейная железная дорога Никольского кирпичного завода. Начальный пункт — Никольский кирпичный завод, находившийся в селе Никольское.


Узкоколейная железная дорога и ветвь широкой колеи от станции Братцево
до кирпичного завода на карте масштаба 1:50 000, изданной в 1931 году.


Узкоколейная железная дорога и ветвь широкой колеи от станции Братцево
на карте масштаба 1:100 000, изданной в 193? году.


Узкоколейная железная дорога и ветвь широкой колеи от станции Братцево до кирпичного завода
на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 193? году.


Узкоколейная железная дорога и ветвь широкой колеи от станции Братцево до кирпичного завода
на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога и ветвь широкой колеи от станции Братцево до кирпичного завода
на топографической карте масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году (нанесены условно,
на основе данных топографических карт, изданных ранее).

Никольский кирпичный завод в первые годы работы административно относился к селу Никольское, однако географически находился между сёлами Головино и Аксиньино. Кирпичному заводу принадлежала узкоколейная железная дорога, протяжённость которой на пике развития составляла до 3 километров.

Узкоколейная железная дорога была открыта не позднее 1920-х годов. Согласно топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1931 году, линия узкоколейной железной дороги пересекала оживлённую автодорогу — Ленинградское шоссе (пересечение было разноуровневым). На территории, где позднее был создан парк, примыкающий к Северному речному вокзалу, в то время размещались многочисленные сушильные сараи и другие строения кирпичного завода.

Скорее всего, северный участок линии узкоколейной железной дороги был разобран во второй половине 1930-х годов в связи со строительством Северного речного вокзала и благоустройством прилегающей к нему территории.

Помимо узкоколейной железной дороги, не позднее 1920-х годов к Никольскому кирпичному заводу была подведена железнодорожная линия широкой колеи, связывавшая завод со станцией Братцево на Московской Окружной железной дороге.

По информации от Д. Родина, в 1930-е годы железнодорожная линия широкой колеи (которая могла ошибочно называться узкоколейной железной дорогой) была продлена от Никольского кирпичного завода до строившегося Северного речного порта. В числе прочего, железная дорога выполняла пассажирские перевозки (доставка рабочих в Северный речной порт из «казарм», расположенных на месте нынешнего микрорайона «Лебедь»). Документальных подтверждений данной информации не найдено.


Цитата из произведения «Самая счастливая, или дом на небе», автор — Л. Сергеев (http://www.hrono.ru/libris/lib_s/ser3nanebe.html):

От платформы к Ховрино дорога шла по низине среди тополей, по деревянному мосту через заросшую речушку и дальше в гору вдоль построек и заборов. В Ховрино можно было приехать и с другой стороны, от конечной станции метро «Сокол» на троллейбусе до конца и дальше пешком через поле, где пролегала узкоколейка, по которой «кукушка» возила вагонетки с глиной от карьера к кирпичному заводу. Опять железные дороги, кирпичные заводы, деревянный дом, печь, дрова, колодец, но близость города чувствовалась — вдоль заборов тянулись асфальтированные тропы.


Скорее всего, узкоколейная железная дорога Никольского кирпичного завода, а также линия широкой колеи к заводу были разобраны в конце 1950-х — начале 1960-х годов в связи с массовой застройкой территории и строительством линии метро открытым способом (станции метро «Войковская», «Водный Стадион» и «Речной Вокзал» были открыты в 1964 году). Линия метро была построена на том месте, где пролегал подъездной путь широкой колеи.

Никольский кирпичный завод примерно на 40 лет пережил узкоколейную железную дорогу. Завод продолжал работать на привозном сырье, несмотря на то, что был окружён жилыми домами.

17 марта 1998 года было издано Постановление Правительства Москвы №194 «О закрытии мощностей ОАЗТ «Никольский кирпичный завод». После этого завод был снесён, его территория была застроена жилыми домами.













Узкоколейная железная дорога по направлению Рабочий Посёлок — Рублёвское шоссе. Начальный пункт — окрестности остановочного пункта Рабочий Посёлок.


Узкоколейная железная дорога на
топографической карте масштаба
1:50 000, изданной в 1931 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:100 000, изданной в 193? году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году (узкоколейная
железная дорога не обозначена).

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографические карты, изданные в 1930-е годы. Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно данным картам, составляла около 2 километров.

На топографической карте масштаба 1:25 000 (в 1 сантиметре — 250 метров), изданной в 1968 году, узкоколейная железная дорога в данной местности не показана. Территория, по которой пролегала узкоколейная железная дорога, к тому времени была застроена жилыми домами.













Узкоколейная железная дорога по направлению Калужская Застава — Тёплый Стан — Сосенки. Начальный пункт — площадь Калужской Заставы (ныне площадь Гагарина).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на «Карте окрестностей Москвы»
масштаба 1:200 000, изданной в 1925 году (узкоколейная
железная дорога не обозначена).

По информации от В. Миронова, узкоколейная железная дорога по направлению Калужская Застава (в то время — граница города Москвы) — район населённого пункта Тёплый Стан — район населённого пункта Сосенки была построена зимой 1919-1920 годов, когда в Москве имела место острая нехватка топлива. Узкоколейная железная дорога предназначалась для доставки в город истопной древесины (дров), принадлежала тресту «Мосгортоп».

Главная линия узкоколейной железной дороги, скорее всего, была проложена вдоль существовавшей на тот момент автогужевой дороги — Калужского шоссе. По утверждению В. Миронова (исходный источник информации не выяснен), у площади Калужской Заставы была построена станция Москва-Калужская. Протяжённость линии узкоколейной железной дороги до Сосенок составляла 24 километра. Среди подвижного состава — паровозы, вагонетки, взятые с военно-полевых узкоколейных железных дорог (изначально были двухребордными, наружная реборда для использования на узкоколейной железной дороге стачивалась). За 1920—1921 годы было вывезено 100 000 м3 истопной древесины.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога просуществовала непродолжительное время, и была разобрана сразу после окончания Гражданской войны и относительной стабилизации экономического положения в стране. На топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1931 году, узкоколейная железная дорога по данному направлению не обозначена.

Позднее в районе населённых пунктов Тёплый Стан, Мамыри и Коммунарка продолжала действовать узкоколейная железная дорога, пересекавшаяся с узкоколейной железной дорогой Калужская Застава — Тёплый Стан — Сосенки в пространстве (возможно, пересекавшаяся с ней и во времени).


Предполагаемая трасса лесовозной узкоколейной железной дороги в районе населённых пунктов Тёплый Стан (ныне — район Москвы),
Мамыри и Коммунарка на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1987 году
(в районе местонахождения выемки трасса доказана).

Трасса узкоколейной железной дороги, пролегавшей по направлению посёлок совхоза Коммунарка — Мамыри в 1990-х годах была обследована В. Мироновым и другими сотрудниками Переславского железнодорожного музея-заповедника. По информации от В. Миронова, в ходе экспедиции удалось найти вагонетки, пролежавшие в лесу около 50 лет.

На подходе к Московской кольцевой автомобильной дороге разобранная узкоколейная железная дорога пролегала в выемке длиной около 500 метров (эта выемка хорошо сохранилась и отмечена на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1987 году). После завершения выемки трасса узкоколейной железной дороги меняет направление с северного на западное и пролегает в долине реки Битцы (в районе её истока), подходит к населённому пункту Мамыри, пересекает Калужское шоссе. Далее, предположительно, узкоколейная железная дорога пролегала вдоль Калужского шоссе.

Узкоколейная железная дорога по данному направлению была разобрана не позднее 1940-х годов.


http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=1753 — фотографии разобранной узкоколейной железной дороги на участке Коммунарка — Мамыри, сделанные в ходе поисковой экспедиции ПЖМЗ (1990-е годы)













Узкоколейная железная дорога на Городских бойнях. Местонахождение — окрестности станции Бойня.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на карте масштаба 1:50 000,
изданной в 1931 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 1987 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

По информации от Д. Родина, в 1903 году на Городских бойнях (ныне — Мясокомбинат имени А.И. Микояна) были построены пути узкой колеи, использовавшиеся для внутренних перевозок. Возможно, на них использовалась паровая тяга (однако документальных подтверждений этого нет).

В 1930-1933 годах на месте городских боен был построен крупный и современный для своей эпохи мясокомбинат имени А.И. Микояна. Скорее всего, при его строительстве также использовалась узкоколейная железная дорога.













Узкоколейная железная дорога на Дорогомиловском химическом заводе. Местонахождение — Дорогомиловский химический завод, связанный подъездным путём широкой колеи со станцией Кутузово на Московской Окружной железной дороге.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на карте масштаба 1:50 000,
изданной в 1931 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на карте масштаба 1:25 000,
изданной в 1968 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Дорогомиловский химический завод был основан в 1916 году (первоначальное название — «Химическое производство Коха». По информации от Д. Родина, на заводе как минимум в первые годы его работы действовала узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи, на котором применялась ручная тяга).

Узкоколейная железная дорога (?) полностью разобрана.













Узкоколейная железная дорога на разработках камня вблизи моста Московской Окружной железной дороги. Местонахождение — район Дорогомилово, каменные разработки, находившиеся на берегу реки Москвы вблизи моста Московской Окружной железной дороги (перегон Кутузово — Пресня).

По информации от Д. Родина, как минимум в 1930-х годах вблизи моста Московской Окружной железной дороги (перегон Кутузово — Пресня) через реку Москву велись разработки камня. При этом использовалась узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи с конной или ручной тягой).













Узкоколейная железная дорога (?) Калужская Застава — Воробьёвы Горы. Предполагаемый начальный пункт — Калужская Застава (ныне площадь Гагарина).


Трамвайная линия на Воробьёвых Горах на топографической карте масшатаба 1:50 000, изданной в 193? году
в СССР (адаптирована для использования германской армией посредством
нанесения надписей на немецком языке). Выделен участок, который,
по утверждению Л. Москалёва, имел колею 1000 мм.

По направлению Калужская Застава — Воробьёвы Горы (район нынешней смотровой площадки) в 1877 году была открыта городская железная дорога на паровой тяге, предназначавшаяся для пассажирских перевозок. По другим данным, начальным пунктом железной дороги являлась не Калужская Застава, а Калужская площадь (позже известная как Октябрьская площадь), расположенная значительно ближе к центру города.

Железная дорога во многих источниках называется паровым трамваем. По утверждению Л. Москалёва, автора книги «Наши узкоколейные паровозы» (М., «Железнодорожное дело», 1997 год), она имела колею 1000 мм, на ней работали два двухосных паровоза, построенные заводом компании «Краусс» в Мюнхене.


Фрагмент текста из книги «Наши узкоколейные паровозы».

Ширина колеи данной линии ставится под сомнение. К 1877 году в Москве имелась разветвлённая сеть конно-рельсовых дорог широкой колеи (1524 мм). Строить линию «паровика» несовместимой с линиями «конки» (которые также могли бы использоваться для движения на паровозной тяге) было бы нецелесообразным.

В 1903 году вместо паровозов на линии Калужская Застава — Воробьёвы Горы стала применяться гужевая тяга (источник информации: http://tram.ruz.net/history/hronologia.htm). С 1912 года линия являлась частью единой электрифицированной городской трамвайной сети. Как минимум с этого времени она имела широкую колею.













Узкоколейная железная дорога на стройплощадке Шаболовской (Шуховской) радиобашни. Местонахождение — район Шаболовка.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:25 000,
изданной в 1968 году (нанесена условно).

Шаболовская (Шуховская) радиотрансляционная башня была построена в 1920-1922 годах. По информации от Д. Родина, в период строительства башни действовала узкоколейная железная дорога от станкостроительного завода «Красный Пролетарий» (связанного подъездным путём широкой колеи со станцией Канатчиково Московской Окружной железной дороги) до места строительства башни.

Первоначально строительные материалы доставлялись на стройплощадку гужевым транспортом, что являлось сложным, медленным и дорогим процессом. Инженер В.Г. Шухов, по проекту и под руководством которого строилась башня, предложил использовать для доставки стройматериалов узкоколейную железную дорогу. Это предложение было реализовано.

Судьба узкоколейной железной дороги после завершения строительства башни не выяснена. Скорее всего, она была разобрана.













Узкоколейная железная дорога Черёмушкинского кирпичного завода и узкоколейные железные дороги других кирпичных заводов в посёлке Черёмушки. Местонахождение — посёлок Черёмушки.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 193? году (нанесена условно, на основе
данных предыдущей карты).


Узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1943 году.

В посёлке Черёмушки (ныне — район Москвы) как минимум с 1910-х годов действовал крупный кирпичный завод, имевший одну из крупнейших в Москве узкоколейных железных дорог. По состоянию на 1910-е годы, на кирпичном заводе уже действовала узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи, на котором применялась конная тяга).

Согласно топографическим картам 1930-1940-х годов, узкоколейная железная дорога была достаточно разветвлённой. Её протяжённость составляла не менее 4 километров.

Рядом с Черёмушкинским кирпичным заводом (севернее и южнее), согласно картам, существовали два менее крупных кирпичных завода, имевшие узкоколейные железные дороги (либо рельсовые пути узкой колеи) незначительной протяжённости.

Ориентировочный период ликвидации узкоколейных железных дорог — 1950-е годы. Согласно топографической карте масштаба 1:25 000 (в 1 сантиметре — 250 метров), изданной в 1968 году, карьеров и узкоколейных железных дорог уже не было, территория, на которой они располагались, была застроена многоэтажными жилыми домами.


http://web.archive.org/web/20080502204630/http://istuzao.moluzao.ru/?dovov — «История Юго-Запада Москвы. Юго-Запад в 1917 — 1940 годах» (в материале неоднократно упоминается Черёмушкинский кирпичный завод, имеется фотография рельсового пути узкой колеи, сделанная в период Гражданской войны)













Узкоколейная железная дорога (?) кирпичного завода в селе Спас-Сетунь. Местонахождение — село Спас-Сетунь (ныне — район улиц Верейская и Дорогобужская).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году.

По информации от Д. Родина, с конца XIX века вблизи села Спас-Сетунь действовал кирпичный завод. Добыча глины для завода велась вблизи реки Сетунь. На заводе действовала узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи, на котором применялась конная или ручная тяга).

В 1900 году кирпичный завод был остановлен и продан «Обществу пистонных заводов». На месте кирпичного завода начало строиться другое предприятие, при этом узкоколейная железная дорога скорее всего продолжала использоваться при его строительстве и эксплуатации. Позднее на этом месте был создан Московский радиотехнический завод.













Рельсовый путь узкой колеи на территории Всероссийского института лёгких сплавов. Местонахождение — Всероссийский институт лёгких сплавов (ВИЛС), расположенный вблизи станции Кунцево-II.


Район местонахождения рельсового пути узкой колеи на топографической карте
масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году.


Территория Всероссийского института лёгких сплавов на спутниковом снимке
(источник — «Google Maps», ориентировочная дата съёмки — 2006 год).

По информации от В. Миронова, на территории Всероссийского института лёгких сплавов (ВИЛС), по состоянию на 1990-е годы, действовали рельсовые пути узкой колеи протяжённостью около 200 метров, предназначенные для перевозки древесины, необходимой в опытно-производственном процессе.

На рельсовых путях применялась канатная тяга. Имелись 3 разворотных круга. Подвижной состав был представлен вагонетками.


http://www.oaovils.ru/ — официальный сайт ОАО «Всероссийский институт лёгких сплавов»













Узкоколейная железная дорога на металлургическом заводе «Серп и Молот». Местонахождение — металлургический завод «Серп и Молот», связанный подъездным путём широкой колеи со станцией Андроновка Московской Окружной железной дороги.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году.

Металлургический завод «Серп и Молот» (первоначально — завод Ю. Гужона) основан в 1883 году. По информации от Д. Родина, на заводе действовала узкоколейная железная дорога, предназначенная для межцеховых грузовых перевозок. Скорее всего, на ней работали паровозы. С наибольшей вероятностью, полноценная узкоколейная железная дорога с паровозной тягой на заводе «Серп и Молот» перестала использоваться не позднее 1950-х годов. После этого на заводе продолжала действовать узкоколейная железная дорога облегчённого типа, пролегавшая в основном внутри цехов. Судя по габаритам ворот, через которые проходили пути, на ней использовались вагонетки и небольшие аккумуляторные электровозы. Эти пути перестали использоваться ориентировочно в 1980-х годах.

http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=77162 — фотография сохранившегося фрагмента пути узкой колеи на заводе «Серп и Молот», 2009 год

По состоянию на 2009 год, завод «Серп и Молот» известен наличием на его территории узкоколейного паровоза П24-7 (построен Коломенским заводом в 1941 году, заводской номер 8225). Паровоз не имеет никакого отношения к узкоколейной железной дороге, действовавшей когда-то на заводе.

Данный паровоз был привезён в Москву в 1991 году, до этого момента он находился на узкоколейной железной дороге Зеленодольского шпалопропиточного завода (город Зеленодольск, Татарстан). По информации от Р. Молочникова, в 1989 году благодаря группе энтузиастов, объединившихся в клуб «Ретро-Экспресс» (с участием комсомольских работников от бывшего Киевского райкома комсомола) на территории, расположенной вблизи станции Кутузово Московской Окружной железной дороги (между подстанцией, главным ходом железной дороги и соединительной веткой на станцию Москва-Сортировочная-Киевская) было решено создать железнодорожный музей. Туда были доставлены два паровоза широкой колеи (Э и СО), один электровоз, были привезены рельсы и стрелочные переводы, был осуществлён землеотвод.

В 1990 либо 1991 году удалось добиться выделения для создаваемого музея двух узкоколейных паровозов (к тому моменту давно не эксплуатировавшихся и ожидавших порезки). Их доставили из Зеленодольска. Это были паровозы П24-7 и Кч4-335. Паровоз Кч4-335 сразу был доставлен на площадку музея, паровоз П24-7 поступил на Золоторожский трамвайно-ремонтный завод для ремонта.

К сожалению, на этом работа по созданию музея закончилась: в рядах его учредителей произошёл раскол, финансирование проекта прекратилось. Все экспонаты, которые удалось доставить в Кутузово, были развезены в разных направлениях. Паровоз Кч4-335 был куплен финским железнодорожным музеем и вывезен в Финляндию (город Эскола). Паровоз П24-7, так и не отремонтированный Золоторожским трамвайно-ремонтным заводом, был перевезён на территорию соседнего завода «Серп и Молот» — вероятно, для сохранения «до лучших времён».


http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=77145 — фотография паровоза П24-7 на заводе «Серп и Молот», 2009 год.


По состоянию на 2009 год, паровоз по-прежнему находился на заводе «Серп и Молот». Его состояние было очень плохим. Не исключалось, что паровоз будет передан в автомобильный музей, расположенный в районе Кузьминки.













Узкоколейная железная дорога в районе остановочного пункта Северянин. Начальный пункт — остановочный пункт Северянин (станция Москва-Товарная-Ярославская).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на карте
масштаба 1:100 000, изданной в 193? году.

По информации от Д. Родина, в районе остановочного пункта Северянин как минимум в 1920-1930-х годах действовала узкоколейная железная дорога. Назначение узкоколейной железной дороги с достоверностью не установлено (возможно, лесовозная). Трасса узкоколейной железной дороги на местности не выяснена.


http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=221 — минимальная информация об узкоколейной железной дороге













Узкоколейная железная дорога Лосиноостровского завода cтроительных материалов. Начальный пункт — Лосиноостровский завод строительных материалов, расположенный вблизи станции Медведково (конечный пункт ведомственной железнодорожной линии Бескудниково — Медведково).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 1987 году.


Территория Лосиноостровского завода cтроительных материалов на спутниковом снимке
(источник — «Google Maps», ориентировочная дата съёмки — 2006 год).

Лосиноостровский завод строительных материалов (первоначально — Лосиноостровский кирпичный завод) основан в 1934 году. Известно о том, что на заводе действовал рельсовый путь узкой колеи, предназначенный для перемещения вагонеток конной тягой. Возможно, позднее он стал полноценной узкоколейной железной дорогой.


Цитата из материала «С высоким запасом прочности», опубликованного в газете «Московская перспектива», номер от 6 июля 2004 года (http://mp.stroi.ru/detail.aspx?id=621d8cf9-426c-4656-bfed-506ad22fab7c&nid=180fce74-460e-4c69-a38c-c50e6eb2101f):

В 1932 году артель «Достижение», занятая кустарным производством кирпича, вышла с ходатайством в Мытищинский райсовет об отводе участка в районе станции Лосиноостровской для строительства нового кирпичного завода. Так, на 50 гектарах земель колхоза «Большевик» в 1934 году появилось новое предприятие Народного комиссариата путей сообщения, главной задачей которого стал выпуск кирпича для ударной стройки страны — железной дороги Москва — Донбасс.

...

По тем временам Лосиноостровский кирпичный завод считался прогрессивным и крупным производством: обжиг велся в кольцевой печи Гофмана с большим обжигательным каналом, рассчитанным на ежегодный выпуск 5 миллионов штук кирпича, сушка сырца уже велась не в сараях путем вылеживания, а в специальных камерных сушилах, но доставка глины (добываемой буквально рядом) к цеху формовки производилась в вагонетках по рельсам лошадным транспортом, резка и отборка сырца, садка его и выгрузка из печи осуществлялись, как и многие другие операции, по-прежнему вручную. Тем не менее, уже в 1935 году коллектив завода со штатом в 210 человек (из них 172 — рабочие) выдал для ударных строек 7,515 миллиона кирпичей.



На топографической карте масштаба 1:25 000 (в 1 сантиметре — 250 метров), изданной в 1968 году, узкоколейная железная дорога в районе завода обозначена не была, но это не является доказательством того, что её к тому времени действительно не было — картографы нередко «забывали» обозначать действующие узкоколейные железные дороги.

По состоянию на 2007 год, Лосиноостровский завод строительных материалов действует. Узкоколейной железной дороги на предприятии нет.


http://www.lzcmik.ru — официальный сайт Лосиноостровского завода строительных материалов













Узкоколейная железная дорога Лианозовского комбината строительных материалов и конструкций. Местонахождение — Лианозовский комбинат строительных материалов и конструкций, связанный подъездным путём широкой колеи со станцией Марк.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 1931 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году.

Лианозовский комбинат строительных материалов и конструкций (первоначально — Лианозовский кирпичный завод) находится на севере нынешней территории города Москвы (до 1960 года, когда границы Москвы были расширены, завод находился в посёлке Вагоноремонт). На заводе действовала узкоколейная железная дорога, предназначенная для доставки глины из карьера. Ориентировочный период работы узкоколейной железной дороги: 1920-е годы — 1950-е годы.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.


http://old.wikimapia.org/5812581/ru/ — Лианозовский комбинат строительных материалов и конструкций на спутниковых снимках













Узкоколейная железная дорога в посёлке Рублёво. Начальный пункт — посёлок Рублёво, расположенный вблизи станции Рублёво (конечный пункт железнодорожной линии Ромашково — Рублёво).


Узкоколейная железная дорога (?) на территории Рублёвской водопроводной станции
на карте масштаба 1:50 000, изданной в 193? году.


Узкоколейная железная дорога (?) к глиняному карьеру на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1940 году.


Район возможного местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической
карте масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году.

В посёлке Рублёво находится старейшая в Москве водопроводная станция, обеспечивающая город питьевой водой. Известно, что до революции 1917 года на Рублёвской водопроводной станции действовали рельсовые пути узкой колеи, предназначенные для внутренних технологических перевозок (в одной из книг размещена их фотография). Являлись ли эти пути полноценной узкоколейной железной дорогой — неизвестно.

На топографических картах 1930-х и 1940-х годов издания показана железная дорога, пролегающая от станции Рублёво к глиняному карьеру у деревни Екатериновка, протяжённостью около 3 километров. Была ли она узкоколейной — неизвестно.

Скорее всего, железная дорога к глиняному карьеру у деревни Екатериновка была разобрана при строительстве Московской кольцевой автомобильной дороги в конце 1950-х годов. Узкоколейная железная дорога на территории Рублёвской водопроводной станции также была разобрана.













Узкоколейная железная дорога кирпичного завода в деревне Слободка. Местонахождение — кирпичный завод, находившийся вблизи деревни Слободка и бывшей станции Слободка на железнодорожной линии Бескудниково — Лосиноостровская (разобрана в 1980-х годах).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году.

По информации от Д. Родина, на кирпичном заводе, находившемся в деревне Слободка, как минимум в 1930-х годах действовала узкоколейная железная дорога.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.













Узкоколейная железная дорога Крюково — Куроедовское болото — лесной массив. Начальный пункт — станция Крюково, расположенная в городе Зеленоград.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1989 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога была построена в годы Гражданской войны, использовалась для вывоза торфа, добывавшегося на Куроедовском болоте (расположено вблизи озера Васино и южной окраины нынешнего посёлка Менделеево), а также для вывоза истопной древесины (дров) из лесного массива, расположенного вблизи нынешнего посёлка Менделеево.


Цитата из материала «Экскурсии по местам боевой славы в окрестностях Зеленограда», автор — Б.В. Ларин (http://nkosterev.narod.ru/mos/zelenogr.html):

С Крюковской площади на автобусах: 1, 10, 12, 13, 24, 4 доезжаем до остановки «Березовая аллея». Возвращаемся назад на 50 метров к «Дубу Дружбы». У этого дуба после окончания войны и до начала строительства г. Зеленограда собиралась молодежь со всей округи и под звуки гармони и баяна танцевала и пела, чуть ли не до утра. Почему здесь был «пятачок»?! Да рядом от дуба, метров за 250-300 был аэродром, где круглый год здесь учились летчики, парашютисты. И они, после отбоя, услышав звуки баяна, приходили «в самоволку» на танцы!

Группа возвращается на дорогу, которая ведет к четвертому микрорайону, где находился аэродром. По сторонам дороги в сторону микрорайона видны следы землянок и капониров. В землянках жили летчики, а в капонирах стояли самолеты. Аэродром функционировал до 1959 года, на аэродроме не только учили летному и парашютному делу, но и готовили воздушные парады.

При движении к поликлинике № 152 на левой стороне в лесу, были казармы, штаб и склад ГСМ. По этой дороге группа идет к площади «Юность». За кинотеатром «Электрон» переходим на лесную дорогу, которая ведет к Ленинградскому шоссе. Эта дорога называлась «Узкоколейка». По ней в 20-х годах с «Куроедова болота» вывозили торф и дрова на Крюково, чтобы отоплять Москву. По обеим сторонам «Узкоколейки» видны следы окопов. Здесь в декабре 1941 года проходил рубеж, и стояли минометные батареи наших войск.



Высказывается версия, что история узкоколейной железной дороги началась до революции 1917 года, её первый участок был построен владельцем этих земель Формаковым. На некоторых картах города Зеленограда (в том числе издававшихся в печатном виде) показана улица Формаковская узкоколейка, как считается, находящаяся на месте разобранной узкоколейной железной дороги. Однако в официальном реестре улиц и проездов Москвы такого названия нет.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога была ликвидирована в 1920-х годах. На топографических картах, изданных в 1930-е годы, узкоколейная железная дорога по данному направлению не обозначена.


http://moscow-maps.ru/street/21_32_1.htm — улица Формаковская узкоколейка на карте города Зеленограда

http://old.wikimapia.org/3695205/ru — «Формаковская узкоколейка» на спутниковых снимках

http://old.wikimapia.org/14087561/ru/ — Трасса узкоколейной железной дороги в районе озера Васино на спутниковых снимках













Рельсовые пути узкой колеи на территории станции Люблино-Сортировочное. Местонахождение — станция Люблино-Сортировочное.


Район местонахождения рельсового пути узкой колеи на топографической карте
масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году.

По информации от П. Кашина, на территории станции Люблино-Сортировочное находился рельсовый путь узкой колеи, предназначенный для перевозки колотого льда от места его производства до пункта экипировки вагонов-ледников (вагоны-ледники были существовали до того времени, когда получили массовое распространение рефрижеторные секции). Подвижной состав был представлен лёгкими вагонетками. Применялась ручная тяга.

По состоянию на 1991 год, оставались неразобранные фрагменты пути узкой колеи, несколько забытых вагонеток.


http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=151 — фотографии, сделанные П. Кашиным













Тепловоз ТУ6А в районе станции Угрешская. Местонахождение — окрестности станции Угрешская Московской Окружной железной дороги.

В 2008 году на территорию, прилегающую к станции Угрешская Московской Окружной железной дороги, был доставлен тепловоз ТУ6А (скорее всего, ТУ6А-2485, приобретённый в Новой Орше, узкоколейная железная дорога Васильевского ППЖТ, Тверская область), а также один пассажирский вагон ПВ40.


Тепловоз ТУ6А-2485 в Новой Орше, 2005 год

http://www.pereyezd.ru//forum/viewthread.php?forum_id=2&thread_id=81 — обсуждение факта появления узкоколейного тепловоза в Москве



Появление узкоколейного подвижного состава в Москве не связано с планами создания узкоколейной железной дороги. Подвижной состав был куплен владельцами одного из развлекательных заведений и был поставлен на территории заведения в качестве атрибутов, привлекающих клиентов. При этом тепловоз подвергся варварской переделке: на крыше кабины тепловоза был построен входной подъезд заведения (http://train-photo.ru/details.php?image_id=82957 — фотография, 2010 год).


http://old.wikimapia.org/#lat=55.7155081&lon=37.6855731&z=16&l=1&m=s&v=9 — район местонахождения тепловоза и вагона на спутниковых снимках













Узкоколейная железная дорога на стройплощадке Лефортовского тоннеля. Местонахождение — район Лефортово.


Дизелевоз и пассажирская вагонетка на временной узкоколейной железной дороге
в строящемся Лефортовском тоннеле (газета «МК», 17.10.2002).


Дизелевоз и пассажирская вагонетка на временной узкоколейной железной дороге
в строящемся Лефортовском тоннеле (газета «МК», 31.01.2006).

Строительство Лефортовского автомобильного тоннеля велось в 2001-2003 годах. Протяжённость тоннеля составляет свыше 3 километров. При строительстве использовалась временная шахтная узкоколейная железная дорога. Среди тягового подвижного состава — дизелевозы иностранного производства.














23.03.2010 © С. Болашенко


назад

на главную страницу