Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА











Город Санкт-Петербург — субъект Российской Федерации. Площадь — 1 439 км², численность населения 4 869 600 человек (2011).






По состоянию на 2011 год, на территории Санкт-Петербурга находятся три действующие узкоколейные железные дороги: Малая Октябрьская детская железная дорога, «Новая» Малая Октябрьская детская железная дорога, узкоколейная железная дорога завода «Трубосталь».


Территория региона Санкт-Петербург не совпадает с территорией города. Помимо собственно города Санкт-Петербурга, в составе региона находятся обширные пространства к югу, северо-западу и юго-западу от города (с севера и востока, напротив, сразу же за границей городской застройки начинается территория Ленинградской области, причём в ней находится одна из станций Петербургского метрополитена).

В составе Санкт-Петербурга находятся 9 отдельных городов: Колпино, Пушкин, Павловск, Петергоф, Ломоносов, Кронштадт, Сестрорецк, Зеленогорск, Красное Село.

Город Ломоносов, не входящий в состав Ленинградской области (находящийся в другом субъекте Федерации), тем не менее является центром Ломоносовского района Ленинградской области.

Часть территории региона Санкт-Петербург до 1940 года находилась в независимой Финляндии.




ГОРОД КРОНШТАДТ





Узкоколейная железная дорога в Кронштадте. Местонахождение — город Кронштадт.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1989 году (северная часть),
198? году (южная часть). Частично показана как разобранная, частично скорее всего неправильно
обозначена как железная дорога широкой колеи.

Город Кронштадт находится на острове Котлин. Город является важнейшим стратегическим пунктом — военно-морской базой и местом сосредоточения оборонительных сооружений, закрывавших Санкт-Петербург от нападения с моря.

До 1983 года попасть в Кронштадт можно было только по воде (и по льду в период полного замерзания Невской губы). С 1983 года город соединён с материком автодорогой, пролегающей по дамбе.

В Кронштадте длительное время действовали железные дороги как широкой колеи, так и узкой колеи. Их история малоизучена.

Железная дорога широкой колеи на острове Котлин действовала предположительно с конца XIX века до середины XX века. В течение некоторого времени в зимнее время она связывалась с основной железнодорожной сетью по льду. Железная дорога принадлежала оборонному ведомству, обслуживала в основном объекты военно-морского флота.


http://www.kronstadt.ru/books/reports/l_tokareva_2005_4.htm — упоминание «ледовой» железной дороги к острову Котлин

http://www.kotlin.ru/vestnik/2005/12/12/vestnik_14051.html — «Кронштадтской железной дороге — 145 лет», газета «Кронштадтский вестник», 2005 год



Cеть узкоколейных железных дорог на острове Котлин работала до 1980-х годов. Возможно, имелись линии не только колеи 750 мм, но и иной узкой колеи. Основное назначение узкоколейных железных дорог — обслуживание военных складов и других объектов оборонного назначения.

В 1985 году на острове Котлин велись съёмки художественного фильма «Порох». В них показана действующая узкоколейная железная дорога, в том числе один локомотив — мотовоз МД54-4.

Узкоколейная железная дорога перестала использоваться в конце 1980-х годов, была почти полностью разобрана.

По состоянию на 2011 год, в разных точках острова Котлин встречаются фрагменты рельсовых путей. Сохранился как минимум один вагон-платформа, который передвигают вручную на участке длиной в несколько метров.


http://fortoved.ru/forum/index.php?t=msg&th=939 — обсуждение железных дорог Кронштадта, фотографии и карты









ГОРОД КОЛПИНО





Узкоколейная железная дорога на Ижорском машиностроительном заводе. Местонахождение — город Колпино.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 197? году.

Ижорский машиностроительный завод является главным предприятием города Колпино. Завод является гигантским предприятием, растянутым на километры.

На Ижорском заводе действовала узкоколейная железная дорога.


Цитата из книги «Ижорцы», изданной в 1960 году (http://kurspk2009.narod.ru/kolpino/ocherk.htm):

В 1931 году группа трубопрокатчиков ездила для обмена опытом на днепропетровские заводы. Мастер Бородин привез оттуда 22 чертежа оригинальных дисков пилы. Установка таких дисков на заводе в несколько раз увеличила производственную мощность обрезных станков. После неоднократных поездок на заводы Выборгской стороны ижорские транспортники пришли к выводу, что узкоколейные железнодорожные линии на заводе для межцеховой транспортировки сырья и оборудования обходятся дороже, чем широкая колея, на которой значительно удобнее и дешевле использовать нормальные паровозы с облегченными и уменьшенными тендерами.


Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.









ГОРОД ПУШКИН





Узкоколейная железная дорога Пушкинского кирпичного завода. Местонахождение — город Пушкин (Царское Село)

По информации от А. Корсакова, узкоколейная железная дорога в Пушкине (до 1937 года Детское Село, до 1918 года Царское Село) была построена в 1920-х годах. Узкоколейная железная дорога предназначалась для вывоза глины из карьера. Сведений о подвижном составе нет.

Узкоколейная железная дорога была разобрана в 1960-х годах. Кирпичный завод одновременно с этим был закрыт.


http://uzd.spb.ru/len27.htm — информация об узкоколейной железной дороге на сайте А. Корсакова













Узкоколейная железная дорога в окрестностях станции Раяйоки. Начальный пункт — станция Раяйоки (Rajajoki), находившаяся на железнодорожной линии Белоостров — Зеленогорск.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.

Станция Раяйоки (Rajajoki) являлась пограничным пропускным пунктом Финляндии на границе с Россией и СССР. На станции был огромный архитектурно красивый вокзал.

Данная территория была присоединена к СССР в 1940 году в результате советско-финской войны. После войны станция Раяйоки не восстанавливалась.

Согласно топографическим картам, вблизи станции Раяйоки действовала узкоколейная железная дорога. Её назначение не установлено.

Известно, что до 1917 года, когда Финляндия формально входила в состав России, на том месте, где на карте 1941 года издания показана узкоколейная железная дорога, пролегала железная дорога широкой колеи Санкт-Петербург — Сестрорецк — Белоостров. После 1917 года она была перенесена на советскую территорию (на левый берег пограничной реки Сестры). Не исключено, что обозначение на карте — не узкоколейная железная дорога, а разобранная железная дорога широкой колеи.

Узкоколейная железная дорога (в случае, если она когда-либо существовала) полностью разобрана не позднее 1940-х годов.













Узкоколейная железная дорога в посёлке Дибуны. Начальный пункт — посёлок Дибуны,расположенный у станции Дибуны на железнодорожной линии Санкт-Петербург — Белоостров.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 1987 году.

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографические карты. Назначение узкоколейной железной дороги не установлено.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.













Узкоколейная железная дорога кирпичного завода в Александровском. Местонахождение — посёлок Александровское, расположенный в окрестностях станции Обухово.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 1941 году. Карта адаптирована для использования германской
армией посредством нанесения надписей на немецком языке.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1940 году.

Узкоколейная железная дорога предназначалась для доставки глины из карьера на кирпичный завод. Ориентировочный период работы узкоколейной железной дороги — 1910-е годы — 1950-е годы. Возможно, первоначально она представляла собой рельсовый путь узкой колеи на конной тяге.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Район её местонахождения не позднее 1970-х годов был застроен.













Малая Октябрьская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Озёрная, расположенная вблизи остановочного пункта Озерки.

По состоянию на 2011 год, узкоколейная железная дорога действует.













«Новая» Малая Октябрьская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Царскосельская, расположенная в городе Пушкин.

По состоянию на 2011 год, узкоколейная железная дорога действует.













Ириновская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — станция Охта, расположенная в Санкт-Петербурге.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1927 год. На месте значительной части узкоколейной железной дороги была построена железная дорога широкой колеи (Ириновская железнодорожная ветвь).













Узкоколейная железная дорога на Ржевском военном полигоне. Начальный пункт — посёлок Ржевка.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году (увеличенный фрагмент)


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1991 году (основная часть), 1986 году (крайняя южная часть).

Узкоколейная железная дорога являлась внутренним средством сообщения на Ржевском военном полигоне. Протяжённость основной линии узкоколейной железной дороги (Ржевка — Химаколово) составляла около 30 километров.

Ржевский полигон функционирует с 1879 года. Узкоколейная железная дорога на нём была построена не позднее 1910-х годов. Возможно, первоначально она составляла единую сеть с Ириновской узкоколейной железной дорогой.

Узкоколейная железная дорога была разобрана не позднее 1970-х годов.

По состоянию на 2007, в отдельных точках разобранной узкоколейной железной дороги сохранялись уцелевшие фрагменты пути, в том числе стрелочные переводы. Путь имеет металлические шпалы.


http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?LNG=RU&ID=205 — фотографии сохранившихся участков пути

http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=2463 — обсуждение узкоколейной железной дороги

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ржевский_полигон — материал о Ржевском полигоне














Узкоколейная железная дорога Шуваловского торфопредприятия. Начальный пункт — станция Шувалово, расположенная на железнодорожной линии Санкт-Петербург — Белоостров.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1940 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1940 году (увеличенный формат).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1987 году
(нанесена условно, на основе данных других карт).

Узкоколейная железная дорога являлась торфовозной. Узкоколейная железная дорога была построена не позднее 1930-х годов.

По информации от А. Корсакова, первоначально основным назначением узкоколейной железной дороги являлась доставка топливного торфа на керамический завод. Кроме того, узкоколейная железная дорога использовалась для вывоза продукции керамического завода на станцию Шувалово.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1960-е годы.

По трассе узкоколейной железной дороги частично была проложена железная дороги широкой колеи Ручьи — Парголово. Существенная часть бывших торфоразработок с линиями узкоколейной железной дороги ушла под жилую и промышленную застройку.













Узкоколейная железная дорога Ольгинского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Ольгино, расположенный у станции Ольгино на железнодорожной линии Санкт-Петербург — Сестрорецк — Белоостров.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1987 году,
северная часть, 197? году, южная часть (нанесена условно, на основе данных других карт).

По информации от А. Корсакова, узкоколейная железная дорога была открыта в 1916 году, принадлежала акционерному обществу «Лахта», которое вело добычу торфа. В Ольгино был построен торфоподстилочный завод.

В период революции и Гражданской войны узкоколейная железная дорога не работала. Работа узкоколейной железной дороги возобновилась в 1922 году. Здесь было создано Ольгинское торфопредприятие.

Среди подвижного состава в последние годы работы узкоколейной железной дороги — мотовоз МУЗ4.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: начало 1970-х годов.


http://uzd.spb.ru/len19.htm — информация об узкоколейной железной дороге на сайте А. Корсакова













Узкоколейная железная дорога завода «Трубосталь». Местонахождение — завод «Трубосталь», расположенный в окрестностях станции Сортировочная.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 197? году.

Узкоколейная железная дорога используется для межцеховых грузовых перевозок. По состоянию на 2010 год, узкоколейная железная дорога является действующей.













Узкоколейная железная дорога Обуховской фабрики «Изоплит». Начальный пункт — посёлок Изоплит, расположенный в окрестностях станции Шушары.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:25 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 1941 году. Карта адаптирована для использования германской
армией посредством нанесения надписей на немецком языке.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 197? году. Обозначена разобранной, обозначена не полностью.

Узкоколейная железная дорога являлась торфовозной. По информации от А. Корсакова, узкоколейная железная дорога была построена в 1930-х годах. Основное назначение — доставка торфа на завод, производивший торфоизоляционные плиты.

В период блокады Ленинграда (1941-1944) район местонахождения узкоколейной железной дороги находился у переднего края обороны. После войны узкоколейная железная дорога была восстановлена. По состоянию на 1957 год, её протяжённость составляла около 6 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Период ликвидации: начало 1960-е годы.


http://uzd.spb.ru/len09.htm — информация об узкоколейной железной дороге на сайте А. Корсакова













«Развлекательная» узкоколейная железная дорога в Александровском парке. Местонахождение — Александровский парк.

«Развлекательная» узкоколейная железная дорога была открыта летом 1906 года. Ширина колеи не выяснена (меньше 750 мм).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.


http://www.spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=1858 — материал об узкоколейной железной дороге













Узкоколейная железная дорога Невского химического завода. Местонахождение — Невский химический завод.

По информации от М. Семёнова, приблизительно до середины 1960-х годов на территории Невского химического завода действовала межцеховая электрифицированная узкоколейная железная дорога. Среди тягового подвижного состава — неустановленные электровозы.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.


http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?LNG=RU&ID=2124 — упоминание узкоколейной железной дороги

http://old.wikimapia.org/#lat=59.9049511&lon=30.4462051&z=16&l=1&m=s&v=9 — Невский химический завод на спутниковых снимках














Узкоколейная железная дорога в посёлке Сосновая Поляна. Местонахождение — посёлок Сосновая Поляна.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1940 году.

Единственным известным источником информации об этой узкоколейной железной дороге являются топографические карты.

Предположительно, узкоколейная железная дорога обслуживала «Лиговский опытный завод по приготовлению сероуглерода» (с 1930 года — «1-й государственный завод пишущих машинок», с 1953 года — «Ленинградский электромеханический завод»).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.













Узкоколейная железная дорога в окрестностях станции Кушелевка. Возможный начальный пункт — станция Кушелевка.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.

Назначение узкоколейной железной дороги не выяснено.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.













Ледовая узкоколейная железная дорога на реке Неве. Местонахождение — река Нева (разные точки города).

«Ледовый трамвай» действовал в Санкт-Петербурге с 1895 по 1910 годы в зимнее время, в период полного замерзания реки Невы. Трамвайные линии прокладывались в разных местах. Все они пересекали реку в поперечном направлении. Ширина колеи составляла 1000 мм или 1067 мм.

«Ледовый трамвай» принадлежал «Товариществу для эксплуатации электричества М.М. Подобедова и Ко». Все линии работали на электрической тяге. Перед укладкой рельсового пути лёд дополнительно укреплялся.

Постоянные трамвайные линии, проложенные на улицах Санкт-Петербурга, всегда имели широкую колею. «Ледовый трамвай» с ними не пересекался.


http://ru.wikipedia.org/wiki/Ледовый_трамвай_Санкт-Петербурга — материал о «Ледовом трамвае»

http://transport.vpeterburge.ru/news/article.php?num=02020910&chap=spb — «Ледовый путь для петербургского трамвая»

http://www.oldsp.ru/photo/view/251 — фотография













Рельсовый путь узкой колеи на территории Кронверка Петропавловской крепости. Местонахождение — Кронверк (Музей артиллерии),

На территории Кронверка Петропавловской крепости имеются рельсовые пути узкой колеи (возможно, 914 мм). Рельсовые пути были предназначены для перемещения орудий и боеприпасов. Не выяснено, использовалась ли на них когда-либо механическая тяга. По состоянию на 2010 год, рельсовые пути частично сохранились.


http://www.ilovepetersburg.ru/content/kronverk-petropavlovskoi-kreposti — «Кронверк Петропавловской крепости»













Узкоколейная железная дорога в окрестностях станции Обухово. Возможный начальный пункт — станция Обухово.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:25 000,
изданной в 1940 году. Карта адаптирована для использования германской
армией посредством нанесения надписей на немецком языке.

Единственным известным источником информации об этой узкоколейной железной дороге являются топографические карты, изданные в 1930-е и 1940-е годы.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.













Узкоколейная железная дорога кирпично-пемзового завода №1. Начальный пункт — кирпично-пемзовый завод №1


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:25 000, изданной в 1941 году.

Кирпично-пемзовый завод №1 находился на месте нынешнего Московского парка Победы. Завод был пущен в эксплуатацию в 1931 году. Первоначально завод имел один цех с двумя печами для обжига кирпичей. В 1938 году начал работать второй цех — пемзовый.

В ведении завода находилась узкоколейная железная дорога (или рельсовый путь узкой колеи с ручной тягой), предназначенная (предназначенный) для доставки глины от карьера до завода. Согласно картам, протяжённость рельсового пути составляла менее 200 метров.

В период блокады Ленинграда кирпично-пемзовый завод использовался как крематорий. К 1 января 1943 года на нём кремировано 109 925 трупов. Узкоколейная железная дорога на карьер в это время использовалась для вывоза пепла, остающегося после кремации (источник).

Осенью 1943 года завод возобновил выпуск кирпича. Позднее он был снесён, на месте завода и прилегающих карьеров был создан Московский парк Победы.

В Московском парке Победы установлена в качестве памятника вагонетка. В период использования завода в качестве крематория на таких вагонетках тела отправляли в туннельные печи завода. Эта вагонетка — ширококолейная.













Узкоколейная железная дорога на Канонерском острове. Местонахождение — остров Канонерский.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 1940 году.

Единственным известным источником информации об этой узкоколейной железной дороге является топографическая карта, изданная в 1940 году. Согласно карте, узкоколейная железная дорога находилась в северной части острова, её протяжённость составляла около 500 метров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.













Рельсовый путь узкой колеи на территории Дома Культуры железнодорожников. Местонахождение — Санкт-Петербург, улица Тамбовская.

Дома Культуры железнодорожников находится в историческом здании Лиговского народного дома, построенном в 1901-1904 годах на средства графини Софьи Паниной. Адрес — улица Тамбовская, дом 63.

В течение некоторого времени в ДК Железнодорожников находились учебные и административные помещения Малой Октябрьской железной дороги. В 1990-х (?) годах во дворе ДК Железнодорожников был построен макет узкоколейной железной дороги.

По информации от К. Кравченко, макет включает небольшой фрагмент пути, километровый знак, пикетный знак, железнодорожный переезд с сигнализацией, предупреждающие о переезде дорожные знаки, шкаф с автоматикой и ручную стрелку. Подвижного состава нет.


http://old.wikimapia.org/#lat=59.9094591&lon=30.3512335&z=19&l=1&m=s&v=9 — ДК Железнодорожников на спутниковых снимках














19.08.2011 © С. Болашенко


назад

на главную страницу