Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА











Чукотский автономный округ — субъект Российской Федерации (единственный автономный округ, не являющийся частью другого региона). Центр — г. Анадырь. Площадь — 737 700 км², численность населения 50,5 тыс. чел. (2006).








АНАДЫРСКИЙ РАЙОН (центр района — посёлок Угольные Копи)





Узкоколейная железная дорога (?) Анадырского кирпичного завода. Возможный начальный пункт — Анадырский кирпичный завод, расположенный вблизи посёлка Угольные Копи (Угольный).


Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте,
изданной в 1950-х годах. Карта предоставлена К. Ившиным.


Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000 (состояние местности на 1980-е годы).

По информации от В. Боченкова, в 1952 году вагонетки производства Истьинского машиностроительного завода (Рязанская область) поступали в адрес Анадырского кирпичного завода.

Факт существования на Анадырском кирпичном заводе полноценной узкоколейной железной дороги представляется сомнительным. Не исключено, что на заводе действовал рельсовый путь узкой колеи, на котором не применялась локомотивная тяга.

По утверждению бывшего жителя г. Анадырь К. Гришина, кирпичный завод был закрыт в 1970-х годах либо ранее.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога шахты «Анадырская». Местонахождение — посёлок Угольные Копи.

Шахта «Анадырская» производит добычу бурого угля. На шахте имеется узкоколейная железная дорога. Скорее всего, наземные участки имеют минимальную протяжённость.

По состоянию на 2006 год, узкоколейная железная дорога действует (достоверность информации вызывает некоторые сомнения).



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога на территории воинской части вблизи посёлка Гудым (Анадырь-1). Местонахождение — посёлок Гудым.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на спутниковом снимке (источник — «Google Maps»).

Военная база к северо-востоку от аэропорта Анадырь была создана в 1950-х годах. На объекте было построено значительное число подземных сооружений. В нескольких километрах в западу от подземного объекта был построен посёлок Анадырь-1, получивший неофициальное название Гудым в честь одного из руководителей строительства — Гудымова.

В подземном комплексе была построена узкоколейная железная дорога, предназначенная для внутреннего сообщения. Предполагаемая ширина колеи — 900 мм. Тяговый подвижной состав — аккумуляторные электровозы.


Цитата из материала «Объект Гудым» (http://vladdig.org/gudim.htm):

По данным от местных жителей, а также от тех, кто служил в объекте, подземное сооружение в посёлке Гудым было построено в 1958 году по приказу Н.С. Хрущева. Назначение объекта — управление пусками МБР (межконтинентальных баллистических ракет) в сторону США (часть т.н. северного ядерного щита СССР), а также хранение и регламентные испытания систем ядерного вооружения.

Подземная база имеет как минимум 2 центральных входных портала и развитую систему оголовков вентиляции. Объект имеет полную противоатомную защиту, вес некоторых бронированных дверей достигает 40 тонн (вес среднего танка); объект был разделён на части по уровням доступа для личного состава; перемещение грузов осуществлялось по подземной узкоколейной железной дороге.

С 1986 года из объекта было вывезено всё ядерное вооружение, и огромные по площади подземные помещения стали использовать как базу хранения Анадырского военного гарнизона (и вероятно как командный пункт). Объект был расформирован в период с 1992 по 1998 гг., в 2002 году окончательно оставлен военными.



В 2002 году воинская часть в Гудыме была ликвидирована, посёлок покинули почти все жители. Комплекс подземных сооружений был заброшен.

По состоянию на 2008 год, в заброшенном подземном объекте сохранялись отдельные участки пути.


http://vladdig.org/gudim.htm — фотографии, сделанные 9 августа 2008 года

http://prophotos.ru/reviews/11387-pentax-na-chukotke?page=5 — «Заброшенный посёлок Гудым»








БЕРИНГОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Беринговский — Нагорный. Начальный пункт — посёлок Беринговский.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000 (состояние местности на 1966 год).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1977 году.

Узкоколейная железная дорога Беринговский — Нагорный соединяла шахту в посёлке Нагорный с морским портом в посёлке Беринговский.

Эта узкоколейная железная дорога примечательна тем, что является единственной узкоколейной железной дорогой на территории четырёх восточных регионов России (Чукотского автономного округа, республики Саха (Якутия), Магаданской области, Камчатского края), обозначенной на топографических картах, изданных в 1970-х-1990-х годах.

Добыча угля на руднике «Бухтуголь» вблизи нынешнего посёлка Беринговский началась в 1941 году. Скорее всего, узкоколейная железная дорога была построена в близкий период времени. На ней работали паровозы.

В 1980-х (?) годах был разобран участок узкоколейной железной дороги от посёлка Нагорный до морского порта, протяжённостью около 5 километров. Уголь стал доставляться в порт автомобилями.

По утверждению одного из бывших жителей посёлка Беринговский, в 1998 году (на момент его отъезда) на берегу моря в черте посёлка лежал паровоз, использовавшийся в качестве средства укрепления берега.

По состоянию на 2007 год, шахта «Беринговская» остаётся в числе действующих. Скорее всего, на шахте имеется узкоколейная железная дорога, протяжённость наземных участков незначительна.


http://www.rosugol.ru/jur_u/9_01/andrienko.html — «Месторождение бухты «Угольная»










БИЛИБИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога на руднике «Каральвеем». Местонахождение — рудник Каральвеем, расположенный в окрестностях города Билибино.

Рудник «Каральвеем» (ЗАО «Каральвеем») производит добычу золота открытым и подземным способом. На золотодобывающей шахте имеется «шахтная» узкоколейная железная дорога. Скорее всего, протяжённость наземных участков является минимальной.










ИУЛЬТИНСКИЙ РАЙОН (центр района — посёлок Эгвекинот)





Узкоколейная железная дорога (?) в посёлке Эгвекинот. Возможный начальный пункт — посёлок Эгвекинот.


Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги
на топографической карте масштаба 1:200 000.

Посёлок Эгвекинот в 1949-1956 годах являлся центром «Чукотстройлага». Здесь был построен порт и некоторые промышленные предприятия. По воспоминаниям бывших жителей посёлка, до конца 1960-х годов (?) имелась узкоколейная железная дорога, прицепной подвижной состав которой состоял из вагонеток. Она служила для вывоза грузов из порта.

Возможно, узкоколейная железная дорога в действительности являлась рельсовым путём узкой колеи, на котором не применялась механическая тяга.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога рудника «Иультинский». Начальный пункт — посёлок Иультин.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Рудник «Иультинский» производил добычу оловянной руды. Руда добывалась шахтным способом, на шахте имелась узкоколейная железная дорога. Скорее всего, наземные участки имели минимальную протяжённость.

В 1995 году добыча руды была прекращена. Через несколько лет посёлок Иультин покинули последние жители.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.








ЧУКОТСКИЙ РАЙОН (центр района — посёлок Лаврентия)





Узкоколейная железная дорога (?) в посёлке Лаврентия. Возможный начальный пункт — посёлок Лаврентия.


Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги
на топографической карте масштаба 1:200 000.

На месте нынешнего посёлка Лаврентия в 1928 году была открыта «Чукотская культбаза». При её строительстве для доставки материалов от берега моря до строящихся объектов был использован рельсовый путь узкой колеи.


Цитата из материала «Письма с Чукотки», опубликованного в издании «Октябрь», автор — В. Писигин
(http://magazines.russ.ru/october/2001/3/pisigin.html):

К началу функционирования, осенью 1928 года, культбаза состояла из ветеринарного пункта, мастерской по ремонту руль-моторов и бытовой техники, больницы, цинкового склада, дома фактории, школы-интерната и трёх жилых домов. Чуть в стороне стояло с десяток яранг. В одной из них жил косторез Онно, запечатлевший культбазу на моржовом клыке. Вся эта инфраструктура, расположенная на берегу залива, стала впоследствии посёлком Лаврентия.

Вот какой нашёл культбазу писатель Т. З. Семушкин:

«...На левом берегу залива в десяти километрах от входа в бухту, возле склона горы приютились одиннадцать европейских домиков Чукотской культбазы. С горы бежал ручей, по улицам ходили люди в европейских костюмах, дамы на французских каблуках, и по улице до самого моря протянулась железная дорога — «узкоколейка». Казалось, что Чукотку мы прошли и попали в другое место...»



Скорее всего, рельсовый путь узкой колеи никогда не являлся узкоколейной железной дорогой.

Рельсовый путь узкой колеи полностью разобран.














23.06.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу