Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ГРУЗИИ











Республика Грузия (Грузия) — независимое государство. Столица — г. Тбилиси. Площадь — 69 700 км² (без учёта республик Абхазия и Южная Осетия — 57 400 км²), численность населения — 4 677 тыс. чел. (2004).






В Грузии (საქართველო, Сакартвело), возможно, сохранилось пять узкоколейных железных дорог. Достоверно известно о наличии двух узкоколейных железных дорог, не относящихся к категории шахтных, которые являются действующими (по состоянию на 2005 год).

Действующие шахтные узкоколейные железные дороги имеются как минимум в двух местах: в Чиатуре и Ткибули.

Административно-территориальное деление государства приведено согласно карте, изданной в 1998 году. Позднее административно-территориальное деление менялось.





БОРЖОМСКИЙ РАЙОН (БОРДЖОМИС РАИОНИ)




Узкоколейная железная дорога Боржоми — Бакуриани. Начальный пункт — станция Боржоми, расположенная на железнодорожной линии Хашури — Вале. Ширина колеи — 900 мм.

По состоянию на начало 2012 год, узкоколейная железная дорога действует.







ГОРИЙСКИЙ РАЙОН (ГОРИС РАИОНИ)





Узкоколейная железная дорога Горийского шпалопропиточного завода. Шпалопропиточный завод находится в городе Гори.

По состоянию на 2010 год, узкоколейная железная дорога является действующей в минимальном объёме. Подробное описание готовится. Описание поездки в 2010 году: http://infojd.ru/dop/poezdka2010amge.html.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Гори — Тхиоби. Начальный пункт — город Гори, расположенный у станции Гори на железнодорожной линии Тбилиси — Хашури.


Узкоколейная железная дорога на карте, изданной в 190? году.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1978 году (западная часть),
1984 году (восточная часть). Нанесена условно, на основе данных других карт.

Узкоколейная железная дорога была построена не позднее 1900-х годов. Узкоколейная железная дорога пролегала в юго-западном направлении от станции Гори. Возможное назначение узкоколейной железной дороги — вывоз леса.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1960-х годов.








ЗЕСТАФОНСКИЙ РАЙОН (ЗЕСТАПОНИС РАИОНИ)





Узкоколейная железная дорога Зестафони — Сачхере. Начальный пункт — станция Зестафони, расположенная в городе Зестафони.


Узкоколейная железная дорога на схеме железных
дорог СССР, изданной в 1953 году.

Узкоколейная железная дорога от станции Зестафони (в то время Шаропань) до месторождений марганцевых руд вблизи нынешнего города Сачхере была открыта в 1895 году. Ширина колеи — 900 мм (либо 914 мм). Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 49 километров. Она являлась железной дорогой общего пользования.


Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).



Расписание движения поездов с мая 1917 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений»).

После революции 1917 года узкоколейная железная дорога принадлежала НКПС (с 1946 года — МПС).

В 1957 году на участке Зестафони — Сахчере была открыта железнодорожная линия широкой колеи. Вскоре узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.

По другим данным, в 1957 году был открыт лишь участок железнодорожной линии широкой колеи Зестафони — Чиатура. На участке Чиатура — Сахчере узкоколейная железная дорога действовала ещё несколько лет.

По состоянию на 2010 год, в городе Зестафони, вблизи начального участка бывшей узкоколейной железной дороги Зестафони — Сачхере (ныне — ширококолейная линия Зестафони — Сачхере) находится паровоз-памятник узкой колеи.








КАСПСКИЙ РАЙОН (КАСПИС РАИОНИ)





Узкоколейная железная дорога промышленного предприятия в посёлке Метехи. Начальный пункт — посёлок Метехи, расположенный у станции Метехи на железнодорожной линии Тбилиси — Хашури.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1976 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:50 000, изданной в 198? году.

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографические карты. Узкоколейная железная дорога соединяла кирпичный завод с глиняным карьером.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.


http://old.wikimapia.org/#lat=41.9392862&lon=44.3484807&z=16&l=1&m=s&v=9 — район местонахождения узкоколейной железной дороги на спутниковых снимках








ЛАНЧХУТСКИЙ РАЙОН (ЛАНЧХУТИС РАИОНИ)





Узкоколейная железная дорога в окрестностях населённого пункта Нигвзиани. Начальный пункт — населённый пункт Нигвзиани, расположенный у станции Джумати на железнодорожной линии Самтредиа — Батуми.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1979 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1987 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 198? году.

Возможно, узкоколейная железная дорога принадлежала предприятию торфяной промышленности. Её основным назначением мог являться вывоз торфа. Впрочем, если добыча торфа планировалась — она не была начата.

Другим возможным назначением узкоколейной железной дороги мог являться вывоз леса.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.


http://old.wikimapia.org/#lat=42.0880318&lon=41.8955898&z=14&l=1&m=s&v=9 — район местонахождения узкоколейной железной дороги на спутниковых снимках








ГОРОД ПОТИ




Детская железная дорога в городе Поти. Местонахождение — южная окраина города Поти, между побережьем Чёрного моря и озером Палеостоми.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 198? году.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.







ГОРОД РУСТАВИ




Руставская детская железная дорога. Расположена в городе Рустави.

Информации о состоянии узкоколейной железной дороги нет. Узкоколейная железная дорога не действовала на протяжении длительного периода времени. В 2003 году планировалось восстановить её. Осуществились ли эти планы — пока неясно.







ГОРОД ТБИЛИСИ




Тбилисская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Пионерская (Пионери), расположенная в городе Тбилиси.

По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога находится в неопределённом состоянии.


__________________________________________________________________________________________________




Городская узкоколейная железная дорога (трамвай) в городе Тбилиси. Начальный пункт — город Тбилиси.

В 1883 году в Тифлисе (ныне Тбилиси) была открыта городская конно-рельсовая железная дорога колеи 900 мм. В 1905 году было открыто движение электрического трамвая колеи 1000 мм.

В 1933 году появилась первая трамвайная линия колеи 1524 мм. В 1942 году прекратилось движение на последней трамвайной линии колеи 1000 мм.








ХАШУРСКИЙ РАЙОН (ХАШУРИС РАИОНИ)






Узкоколейная железная дорога железная дорога кирпичного завода в городе Хашури. Начальный пункт — кирпичный завод, расположенный на окраине города Хашури.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
(показано предположительное местонахождение
узкоколейной железной дороги).

Скорее всего, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Детская железная дорога в городе Хашури. Начальный пункт — город Хашури.

Сведениями об этой узкоколейной железной дороге автор почти не располагает. Скорее всего, узкоколейная железная дорога не была введена в эксплуатацию. Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.








ЧИАТУРСКИЙ РАЙОН (ЧИАТУРИС РАИОНИ)





Узкоколейные железные дороги Чиатурского ГОКа. Местонахождение — город Чиатура и его окрестности.


Узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1989 году.


Узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 198? году (ближайшие окрестности Чиатуры).


Узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 198? году (местность к северо-востоку от Чиатуры).

Город Чиатура с XIX века является крупным центром добычи марганцевых руд. Руда добывается в основном шахтным способом.

На шахтах (подземных рудниках) Чиатурского горно-обогатительного комбината, расположенных вблизи города Чиатура, действуют шахтные узкоколейные железные дороги. Их точное количество неизвестно.

Скорее всего, узкоколейные железные дороги полностью электрифицированы. Предполагаемая ширина колеи — 900 мм. Среди тягового подвижного состава — контактные шахтные электровозы.

По состоянию на 2006 год, узкоколейные железные дороги действуют.


http://mingitau.livejournal.com/13846.html — фотография электровоза и пассажирских вагонеток на сайте В. Краснослободцева, 2006 год

http://griphon-275.livejournal.com/71698.html — фотографии Г. Красникова, 2010 год













Узкоколейная железная дорога в окрестностях населённого пункта Намохвани. Местонахождение — окрестности населённого пункта Намохвани.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1989 году.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 198? году.

Единственный известный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографические карты. Согласно картам, узкоколейная железная дорога находится в горно-лесной местности к северу от города Кутаиси. Протяжённость узкоколейной железной дороги — 3 километра.

Наиболее вероятно, что узкоколейная железная дорога обслуживала шахту.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.


http://old.wikimapia.org/#lat=42.4256107&lon=42.7550983&z=14&l=1&m=s&v=9 — район местонахождения узкоколейной железной дороги на спутниковых снимках













Узкоколейная железная дорога в окрестностях населённого пункта Ахали-Свири. Местонахождение — окрестности населённого пункта Ахали-Свири, расположенного у станции Свири на железнодорожной линии Хашури — Самтредиа.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1989 году.



Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 198? году.

Единственный известный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографические карты. Согласно картам, узкоколейная железная дорога имела протяжённость менее 2 километров.

С большой вероятностью, по этому направлению пролегал подъездной путь широкой колеи, а не узкоколейная железная дорога.

Узкоколейная железная дорога (в случае, если она когда-либо существовала) полностью разобрана.


http://old.wikimapia.org/#lat=42.1615584&lon=42.9132414&z=15&l=1&m=s&v=9 — район местонахождения узкоколейной железной дороги (?) на спутниковых снимках













Шахтные узкоколейные железные дороги в городе Ткибули. Местонахождение — город Ткибули, являющийся конечным пунктом железнодорожной линии Риони — Кутаиси I — Ткибули.


Узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 198? году.

Город Ткибули является центром добычи угля. В городе и его окрестностях находятся угольные шахты. В шахтах действуют шахтные узкоколейные железные дороги, некоторые из них имеют наземные участки.

По состоянию на 2010 год, по меньшей мере одна шахта в Ткибули остаётся действующей.








АБХАЗИЯ, ГАЛЬСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в окрестностях населённого пункта Приморск.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 196? году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1979 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1987 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 198? году.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога была лесовозной. По неподтверждённым данным, она была построена до революции 1917 года, является одной из первых лесовозных узкоколейных железных дорог России.

C 1940-х до 1970-х годов (?) узкоколейная железная дорога действовала на участке от посёлка Приморск до станции Ачигвара магистральной железной дороги широкой колеи.

Узкоколейная железная дорога расположена на территории Гальского района Абхазии — непризнанного государства, которое формально является частью Грузии. Однако Гальский район населён почти исключительно грузинами (мингрелами).

Нет сомнений в том, что узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Скорее всего, она была разобрана до 1991 года. С учётом того, что в этих местах в период грузино-абхазского конфликта (1992-1993 гг.) велись бои, а в последующие годы одним из основных источников дохода в Абхазии была продажа металлолома, скорее всего, от узкоколейной железной дороги осталось очень немного следов.

Гальский район до сих пор (по состоянию на 2006 год) не может быть назван безопасным для пребывания. Здесь регулярно случаются перестрелки, осталось много необезвреженных мин. Попытка исследования этой узкоколейной железной дороги может быть опасна для жизни.








АБХАЗИЯ, ГУДАУТСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в Новоафонской пещере. Начальный пункт — станция Входные Ворота, расположенная вблизи остановочного пункта Псырцха на железнодорожной линии Туапсе — Самтредиа. Ширина колеи — 900 мм.

Узкоколейная железная дорога не соответствует принятым автором параметрам «наземной» узкоколейной железной дороги.

По состоянию на 2006 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Новоафонского монастыря. Начальный пункт — город Новый Афон.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 198? году. Тот участок «узкоколейной железной дороги», который на карте
показан — это ничем не обоснованный вымысел картографов.

Ориентировочная дата открытия рельсового пути узкой колеи вблизи Новоафонского монастыря — 1884 год. В то время монастырь являлся крупным землевладельцем, вблизи него была развита хозяйственная деятельность (имелись сады, виноградники, велись лесозаготовки).

Скорее всего, первоначально участок рельсового пути связывал территорию монастыря с морской пристанью. В 1903 (?) году в Новый Афон был доставлен паровоз, произведённый на одном из уральских заводов компании «Оренштайн и Коппель» — рельсовый путь узкой колеи стал узкоколейной железной дорогой.

По узкоколейной железной дороге перевозился лес, различная сельскохозяйственная продукция (виноград, цитрусовые). Узкоколейная железная дорога обеспечивала перевозки для нужд лесопилки, хлебопекарни, каменоломни, кирпичного завода. Имелось и пассажирское сообщение.

Данными о протяжённости линий узкоколейной железной дороги в период её наивысшего развития и о ширине колеи автор не располагает. Возможно, ширина колеи составляла 900 мм.

По неподтверждённым данным, дорога действовала до 1960-х годов, вплоть до последнего дня на ней работал паровоз, доставленный сюда в 1903 году. После ликвидации узкоколейной железной дороги паровоз был установлен в качестве памятника.

Согласно информации, полученной в 2006 году, паровоз-памятник сохранился, однако находится в плохом состоянии. В наиболее труднодоступных местах на трассе узкоколейной железной дороги можно найти отрезки рельсов.
















03.05.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу