УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КЫРГЫЗСТАНА









Кыргызстан, Кыргызская Республика (устаревшее название Киргизия) — независимое государство с 1991 года, до этого — длительное время часть России и СССР. Территория 199 951 кв. км (равняется Свердловской области), население 6 389 000 человек (2019 год).

Делится на семь областей: «столичная» Чуйская область, центр — город Токмак, ранее город Бишкек, Иссык-Кульская (центр — город Пржевальск, переименованный националистическими властями в Каракол), Нарынская, Таласская, Джалал-Абадская, Ошская, Баткенская.

По состоянию на 2020 год, в Кыргызстане есть одна полноценная узкоколейная железная дорога — очень небольшой участок Сулюктинской узкоколейной железной дороги, которая в целом является железнодорожным объектом Таджикистана. Есть шахтные узкоколейные железные дороги.






Баткенская область — регион Кыргызской Республики. Центр — г. Баткен. Площадь — 16 995 км², численность населения 400 тыс. чел. (2005).






По состоянию на 2007 год, в Баткенской области действуют узкоколейные железные дороги, относящиеся к категории шахтных. Кроме того, по территории Баткенской области пролегает Сулюктинская узкоколейная железная дорога (её начальная точка находится в Согдийской области Республики Таджикистан).








Узкоколейные железные дороги на шахтах Кадамжайского сурьмяного комбината. Начальные пункты — шахты, расположенные вблизи посёлка Кадамжай.


Район местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической карте
масштаба 1:200 000 (узкоколейные железные дороги не обозначены).

Кадамжайский сурьмяный комбинат находится в посёлке Кадамжай (до 1937 года — Кадамджай, до начала 1990-х годов — Фрунзе). Предприятие работает с 1936 года. Основное направление его деятельности — добыча и обогащение сурьмяных руд.

Добыча руды ведётся подземным способом. Вблизи посёлка Кадамжай действуют шахты, имеющие горизонтальные стволы (штольни). Имеется шахтная узкоколейная железная дорога, на которой существуют наземные участки небольшой протяжённости.

По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действовала. Предполагаемая ширина колеи — 900 мм. Среди тягового подвижного состава — контактные электровозы.


http://www.kadamzhay.com — неофициальный сайт посёлка Кадамжай

http://www.kadamzhay.com/photocombine/index.php?image=berdov_04.jpg&d=d.html — путь узкоколейной железной дороги у штольни №8, предположительно 1980-е годы

http://www.kadamzhay.com/photocombine/index.php?image=jurgde_01.jpg&d=d.html — электровоз на центральном складе ОТС, 2005 год.














Узкоколейные железные дороги на шахтах Хайдарканского ртутного комбината. Начальные пункты — шахты, расположенные вблизи посёлка Хайдаркан.


Район местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической карте
масштаба 1:100 000 (узкоколейные железные дороги не обозначены).

Хайдарканский ртутный комбинат находится в посёлке Хайдаркан (Айдаркен), расположенном в Кадамжайском районе Баткенской области.

История (часть информации получена из музея в Хайдарканской школе)

Решение о строительстве Хайдарканского ртутного комбината было принято в 1941 году. 16 июля 1941 года был издан соответствующий приказ Народного комиссариата цветной металлургии.

К концу 1941 года была построена первая ретортная печь. В 1946 году была введена в эксплуатацию трубчатая печь №3. В 1949 году был сдан в эксплуатацию подземный участок «Главное Поле», вскрыт участок «Промежуточный».

В 1950 году директором Хайдарканского ртутного комбината С. Г. Моисеевым была изобретена первая в стране буровая каретка на рельсовом ходу, удостоенная Государственной премии СССР.

В 1952 году началась разработка открытым способом участка «Ала-Арча».

В 1963 году была завершена проходка ствола шахты «Новая». В 1969 году была сдана в эксплуатацию шахта «Вспомогательная». В 1970 году был пройден ствол шахты «Восточная», начато освоение участков «Восточная Вершина» и «Северо-Восток».

В 1983 году была введена в эксплуатацию шахта «Западная», ствол шахты «Вентиляционная-3». Началось освоение месторождения «Новое».

В сентябре 1995 года решением правительства Кыргызской Республики Хайдарканский ртутный комбинат был преобразован в «Хайдарканское ртутное государственное открытое акционерное общество».

По состоянию на 2007 год, Хайдарканский ртутный комбинат работает. Численность сотрудников предприятия — около 1000 человек. Скорее всего, шахтные узкоколейные железные дороги остаются действующими.


http://khaidarkan.narod.ru — неофициальный веб-сайт посёлка Хайдаркан

http://alv-aka-fedorchuk.blogspot.com/2007/05/3.html — информация о посёлке Хайдаркан













Узкоколейные железные дороги на шахтах вблизи посёлка Чаувай. Начальные пункты — шахты, расположенные вблизи посёлка Чаувай.


Район местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической карте
масштаба 1:100 000 (узкоколейные железные дороги не обозначены).

В посёлке Чаувай находилось одно из отделений Хайдарканского ртутного комбината. Вблизи посёлка действовали шахты, в которых велась добыча ртутной руды. На шахтах имелось значительное число штолен (горизонтальных стволов). По неподтверждённым данным, на всех шахтах действовали узкоколейные железные дороги.

Сведений о состоянии шахт и шахтных узкоколейных железных дорог в 2007 году получить не удалось. Не исключено, что добыча ртутных руд вблизи Чаувая прекращена.













Узкоколейные железные дороги на угольных шахтах в городе Кызыл-Кия и его окрестностях. Начальные пункты — шахты, расположенные вблизи города Кызыл-Кия.


Район местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической карте
масштаба 1:100 000 (узкоколейные железные дороги не обозначены).

Город Кызыл-Кия являлся одним из главных угледобывающих центров Средней Азии. Промышленная добыча угля была начата здесь в первые годы ХХ века.

В 1908 году (по другим данным — в 1911 году) Кызыл-Кия стала конечным пунктом узкоколейной железной дороги, соединившей её со станцией Скобелево II (ныне Фергана II). В 1920-х годах эта узкоколейная железная дорога была заменена железнодорожной линией широкой колеи.

На пике развития угольного месторождения в окрестностях Кызыл-Кии действовали десятки шахт. На большинстве шахт имелись узкоколейные железные дороги.

По состоянию на 2007 год, добыча угля вблизи Кызыл-Кии ведётся в минимальном объёме. Действуют разрезы, в которых уголь добывается открытым способом.

По неподтверждённым данным, имеется по меньшей мере одна действующая шахта. На закрытых шахтах ведётся нелегальная «ручная» добыча угля. Большая часть подвижного состава узкоколейных железных дорог вывезена в качестве металлолома.


http://kyzyl-kiya.com/ — неофициальный веб-сайт города Кызыл-Кия

http://www.ferghana.ru/article.php?id=5400&PHPSESSID=8db3b7f6eea07d7 — материал о городе Кызыл-Кия (2007 год)









Джалал-Абадская область (Жалалабатская область) — регион Кыргызской Республики. Центр — г. Джалал-Абад (Жалалабат). Площадь — 33 700 км², численность населения 962 тыс. чел. (2005).









Узкоколейные железные дороги на угольных шахтах в окрестностях города Таш-Кумыра. Начальные пункты — шахты, расположенные вблизи города Таш-Кумыра.


Район местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической карте масштаба 1:200 000
(узкоколейные железные дороги не обозначены).

Город Таш-Кумыр (в киргизском и других тюркских языках «таш» — камень, «кумыр» — уголь) являлся центром угольной промышленности.

На пике развития угольного месторождения в окрестностях Таш-Кумыра имелось значительное количество угольных шахт. На большинстве шахт имелись узкоколейные железные дороги.

По состоянию на 2007 год, добыча угля вблизи Таш-Кумыра почти полностью прекращена. По неподтверждённым данным, все шахты закрыты. На закрытых шахтах ведётся нелегальная «ручная» добыча угля. Большая часть подвижного состава узкоколейных железных дорог вывезена в качестве металлолома.













Узкоколейные железные дороги на урановых шахтах в городе Майли-Сай (Майлуу-Суу). Начальные пункты — шахты, расположенные вблизи города Майли-Сай (Майлуу-Суу).


Район местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической карте масштаба 1:200 000
(узкоколейные железные дороги не обозначены).

Город Майли-Сай (по состоянию на 2007 год, официальное название — Майлуу-Суу) возник в 1940-х годах в связи с началом разработки месторождения урановых руд. В городе и его окрестностях действовали шахты, в которых добывалась урановая руда. По неподтверждённым данным, на всех шахтах действовали узкоколейные железные дороги.

В 1960-х годах добыча урановой руды в Майли-Сае была прекращена. Главным предприятием города стал электроламповый завод. Скорее всего, приблизительно тогда же все узкоколейные железные дороги были разобраны.

http://maylisayt.by.ru — неофициальный веб-сайт города Майли-Сай













Узкоколейные железные дороги на золоторудных шахтах рудника «Терек-Сай». Начальные пункты — шахты, расположенные вблизи посёлка Терек-Сай.


Район местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической карте масштаба 1:200 000
(узкоколейные железные дороги не обозначены).

Рудник «Терек-Сай» находится в посёлке Терек-Сай. Рудник производит добычу золота открытым и подземным способом.

По состоянию на 2007 год, на золоторудных шахтах действуют узкоколейные железные дороги, имеющие наземные участки незначительной протяжённости.


http://www.kyrgyzaltyn.kg/production/terek-sai/mining.php — информация о руднике Терек-Сай

http://www.kadamzhay.com/phototerek/index.php?image=avdeenkovv_t05.jpg&d=d.html — Рабочий рудника В. Авдеенко на наземном участке узкоколейной железной дороги. Июнь 1984 года.














Узкоколейные железные дороги на шахтах рудника «Макмал». Начальные пункты — шахты рудника «Макмал», расположенные вблизи населённого пункта Казарман.


Район местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической карте масштаба 1:200 000
(узкоколейные железные дороги не обозначены).

Рудник «Макмал» находится в окрестностях села Казарман — центра Тогузтороуского района Джалал-Абадской области. Рудник производит добычу золота подземным способом. По состоянию на 2007 год, на шахтах рудника «Макмал» действуют узкоколейные железные дороги, имеющие наземные участки незначительной протяжённости.


http://www.kyrgyzaltyn.kg/production/makmal/ — информация о руднике Макмал

http://www.ggtn.kg/ru/official/accidents/accidents_2006/makmal_11_07_06 — «Групповой несчастный случай на штольне №6 рудника «Макмал» (2006 год)











Иссык-Кульская область — регион Кыргызской Республики. Центр — г. Каракол (в 1889-1921 и 1939-1991 годах назывался Пржевальск). Площадь — 43 100 км², численность населения 450 тыс. чел. (2005).









Узкоколейная железная дорога Жергалан — Каракол (?). Возможный начальный пункт — посёлок Жергалан (Джергалан).


Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:500 000.

Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000 (окрестности посёлка Жергалан)

По неподтверждённым данным, на протяжении некоторого времени (в 1960-х годах либо ранее) существовала узкоколейная железная дорога, пролегавашая по направлению Пржевальск (Каракол) — Советское — Жергалан. Достоверность этой информации вызывает сомнения.

В случае, если узкоколейная железная дорога Пржевальск — Советское — Жергалан когда-либо существовала — скорее всего, она предназначалась для вывоза угля, добытого на угольной шахте в посёлке Жергалан.

По состоянию на 2007 год, угольная шахта в посёлке Жергалан действует. По неподтверждённым данным, на шахте действует узкоколейная железная дорога, имеющая наземные участки незначительной протяжённости.













Узкоколейная железная дорога на шахте в посёлке Каджи-Сай. Начальный пункт — шахта, расположенная в окрестностях посёлка Каджи-Сай.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000
(узкоколейная железная дорога не обозначена).

Посёлок Каджи-Сай находится в Тонском районе Иссык-Кульской области, на берегу озера Иссык-Куль. Посёлок был основан в 1946 году в связи с началом разработки месторождения урановой руды. Формально расположенная вблизи посёлка шахта считалась угольной. Однако помимо бурого угля (лигнита), на шахте добывалась и урановая руда. Вблизи шахты действовал завод по первичной переработке урановой руды.

Как и почти все населённые пункты СССР, расположенные при уранодобывающих предприятиях, Каджи-Сай имел «режимный» статус и улучшенное снабжение.

Скорее всего, на шахте действовала узкоколейная железная дорога, имевшая наземные участки.

Шахта была закрыта в начале 1990-х годов. Практически всё имущество шахты (включая узкоколейную железную дорогу) было разграблено.

В Кыргызской Республике продажа металлолома является одним из источников средств к существованию для части населения. Поэтому вероятность вероятность сохранения какого-либо подвижного состава и наземных участков пути представляется низкой.

http://veragh.com/descript.html — информация о посёлке Каджи-Сай

















Нарынская область — регион Кыргызской Республики. Центр — г. Нарын. Площадь — 45 200 км², численность населения 269 тыс. чел. (2005).













Узкоколейные железные дороги на шахтах рудника «Кавак». Начальные пункты — шахты рудника «Кавак» (расположен в окрестностях посёлка Мин-Куш).


Район местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической карте
масштаба 1:100 000 (узкоколейные железные дороги не обозначены).

Рудник «Кавак» работал в 1950-1968 годах. На руднике велась добыча бурых урансодержащих углей подземным способом. Имелся завод по первичному обогащению урановых руд.

По неподтверждённым данным, на шахтах рудника «Кавак» имелась узкоколейная железная дорога, включавшая наземные участки незначительной протяжённости.

Шахты были закрыты в 1968 году. После этого добыча угля велась открытым способом на разрезе «Ак-Улак».

http://www.gov.kg/index.php?name=EZCMS&menu=600705&page_id=210 — информация о посёлке Мин-Куш


















Ошская область — регион Кыргызской Республики. Центр — г. Ош. Площадь — 29 200 км², численность населения 1 229 тыс. чел. (2005).








НООКАТСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога на шахтах рудника «Улу-Тоо». Начальный пункт — рудник «Улу-Тоо» (Улугтагский), расположенный в окрестностях посёлка Найман.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Рудник «Улу-Тоо» (Улугтагский) находится в 10 километрах к северо-востоку от посёлка Найман, в котором проживали все его работники. Рудник был создан в 1950-х годах, на нём велась добыча ртутных руд подземным способом. Рудник принадлежал Хайдарканскому ртутному комбинату.

По неподтверждённым данным, на шахтах рудника «Улу-Тоо» имелась узкоколейная железная дорога, включавшая наземные участки незначительной протяжённости.

В 1990-х годах рудник был законсервирован. Значительная часть его имущества была разграблена.

По состоянию на 2007 год, существуют планы восстановления рудника. Осуществятся ли они — неизвестно.


Цитата из материала «Аналитический доклад по определению приоритетных направлений привлечения иностранных инвестиций в Ошскую область» (http://osh.gov.kg/econom/econ3.htm):

Ртуть является распространённым видом полезного ископаемого для юга Кыргызстана, и в том числе Ошской области.

Месторождение Чонкой находится в Ноокатском районе и является одним из крупнейших среди месторождений СНГ. Запасы руды оцениваются в 8,9 млн.т, среднее содержание ртути 0,27%, запасы металла 24,4 тыс.тонн.

Объект хорошо изучен, на его базе построен подземный рудник «Улуу-Тоо» с законченным циклом производства металлической ртути. В последние годы рудник законсервирован: на расконсервацию шахты требуется привлечь иностранные инвестиции. В 1998 году активы законсервированного рудника были переданы в частные руки в целях реконсервации и возобновления работ с привлечением иностранных инвесторов. Разработан проект восстановления рудника «Улуу-Тоо».




















Таласская область — регион Кыргызской Республики. Центр — г. Талас. Площадь — 11 400 км², численность населения 216 тыс. чел. (2005).




Автор не располагает информацией о существовании в какой-либо период времени на территории современной Таласской области узкоколейных железных дорог, соответствующих параметрам, необходимым для упоминания в «Списке», а также рельсовых путей узкой колеи.

Возможно, на территории региона никогда не было узкоколейных железных дорог.






Чуйская область — регион Кыргызской Республики. Центр — г. Токмак (ранее центром региона являлся г. Бишкек). Площадь — 20 200 км², численность населения 818 000 тыс. чел., с учётом г. Бишкека — 1 700 000 тыс. чел. (2005).




Автор не располагает информацией о существовании в какой-либо период времени на территории современной Чуйской области и города Бишкека узкоколейных железных дорог, соответствующих параметрам, необходимым для упоминания в «Списке», а также рельсовых путей узкой колеи.

Возможно, на территории Чуйской области и города Бишкека никогда не было узкоколейных железных дорог.

По некоторым данным, существовали планы строительства детской железной дороги в городе Фрунзе (Бишкеке), однако достоверность этой информации представляется спорной.








16.12.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, включая троих детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.