УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ











Брестская область — регион Республики Беларусь. Центр — г. Брест. Площадь — 32,8 тыс. км², численность населения 1,384 тыс. чел. (2017).






Брестская область находится на юго-западе Беларуси. В области два крупных города, являющихся «центрами притяжения». Они расположены на противоположных концах региона: Брест и Барановичи. Третий по величине город Пинск находится на юге области и, в отличие от других крупных городов, не является железнодорожным узлом.

Барановичи и Пинск когда-то были областными центрами. Барановичская и Пинская области были присоединены к Брестской области в 1954 году.

С 1920 года по сентябрь 1939 года вся территория нынешней Брестской области была под контролем националистической Польши. Ныне об этом мрачном периоде напоминают здания некоторых вокзалов, характерной «польской» архитектуры.

Среди сельского населения южных районов Брестской области распространён полесский диалект, который более напоминает украинский язык, чем белорусский.

Региональный индекс автомобильных номеров времён СССР — БН. Региональный индекс автомобильных номеров на 2014 год — 1.

Брест — место стыкования русской цивилизации и чуждого зарубежного мира. Город находится непосредственно на государственной границе. Это рубеж и «край земли», ворота нашего мира. В шаге от стен героической Брестской крепости начинается чуждая, разительно непохожая на нас «заграница».

По состоянию на 2014 год, в области действуют 8 узкоколейных железных дорог: в Октябрьском, Кабушкино, Туховичах, Зелёном Боре, Колодном, Зубково, Ели, Ленинском.

Самая крупная и развитая узкоколейная железная дорога — у посёлка Зелёный Бор, станция магистральной железной дороги Коссово-Полесское. На ней есть условно-пассажирские перевозки.


Среди старых узкоколейных железных дорог (разобранных до 1960-х годов) здесь представлены не все!





БАРАНОВИЧСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Колпеница». Начальный пункт — посёлок Октябрьский, расположенный недалеко от северной окраины города Барановичи и крупного железнодорожного узла Барановичи-Полесские.

По состоянию на 2014 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога торфопредприятия в Кабушкино. Начальный пункт — посёлок Кабушкино, расположенный в окрестностях железнодорожной станции Русино.

По состоянию на 2014 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога торфопредприятия в Козловичах. Начальный пункт — посёлок Козловичи, расположенный в окрестностях станции Мицкевичи на железнодорожной линии Барановичи — Лида.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1986 году.

Узкоколейная железная дорога относилась к категории торфовозных узкоколейных железных дорог. Ориентировочный период постройки узкоколейной железной дороги — 1960-е годы.

Узкоколейная железная дорога была небольшой. Протяжённость, без временных путей — около трёх километров.

Узкоколейная железная дорога разобрана в 2004 году. Подвижной состав частично передан в Октябрьский, на узкоколейную железную дорогу торфопредприятия «Колпеница».



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Барановичи — Залуж. Начальный пункт — город Барановичи.


Узкоколейная железная дорога в атласе «Схемы железных дорог
и водных путей сообщения СССР», изданном в 1943 году.

Узкоколейная железная дорога была построена в 1916-17 годах, в ходе Первой Мировой войны как военно-полевая железная дорога. Колея 600 мм.

После войны была превращена в узкоколейную железную дорогу общего пользования. Находилась в ведении Польских государственных железных дорог (PKP).

В период Великой Отечественной войны (1941-45 год) узкоколейная железная дорога была разрушена. После войны не восстановлена.








ЖАБИНКОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Гатча-Осовского торфопредприятия. Начальный пункт — Гатча-Осовский торфобрикетный завод, расположенный вблизи посёлка Ленинский.

По состоянию на 2014 год, узкоколейная железная дорога действует.








ИВАЦЕВИЧСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Берёзовского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Зелёный Бор, расположенный у станции Коссово-Полеское на магистральной железнодорожной линии Барановичи — Жабинка.

По состоянию на 2014 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




«Старая» узкоколейная железная дорога Берёзовского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Зелёный Бор, расположенный у станции Коссово-Полеское на магистральной железнодорожной линии Барановичи — Жабинка.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1990 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Ивацевичского деревообрабатывающего завода. Начальный пункт — город Ивацевичи, расположенный у станции Ивацевичи на магистральной железнодорожной линии Барановичи — Жабинка.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2010 год.








КАМЕНЕЦКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога торфопредприятия в Головчицах. Начальный пункт — посёлок Головчицы.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Узкоколейная железная дорога относилась к категории торфовозных узкоколейных железных дорог. Ориентировочный период постройки узкоколейной железной дороги — 1960-е годы.

По узкоколейной железной дороге вывозился торф на торфобрикетный завод. Приблизительная протяжённость узкоколейной железной дороги — 6 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2000 год.



__________________________________________________________________________________________________




«Узкоколейная железная дорога» у станции Высоко-Литовск. «Начальный пункт» — станция Высоко-Литовск на железнодорожной линии Брест — Черемха.


«Узкоколейная железная дорога» (в действительности железнодорожная линия широкой колеи)
на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

В некоторых топографических картах показана узкоколейная железная дорога станция Высоколитовск — карьер, длиной 12 километров.

На самом деле это железная дорога широкой колеи. Узкоколейной железной дороги, вероятно, никогда не было.








КОБРИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Кобринского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Ель, расположенный в окрестностях села Кустовичи.

По состоянию на 2014 год, узкоколейная железная дорога действует.








ЛУНИНЕЦКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в Люще. Начальный пункт — станция Люща на железнодорожной линии Барановичи — Лунинец.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1983 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1991 году.
Показаны только окрестности станции Люща.

Одна из крупнейших лесовозных узкоколейных железных дорог Беларуси. Имеет огромные масштабы и недостаточно изучена.

В отличие от большинства узкоколейных железных дорог в этой местности, возникла до Первой мировой войны. В 1910 году узкоколейная железная дорога уже была действующей на участке станция Люща — станция Канал на 27-й версте (29-м километре).

Вблоть до 1990-х годов была крупной лесовозной узкоколейной железной дорогой, имевшей много десятков километров линий.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации последнего участка на нижнем складе в Люще — 2000-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в Мальковичах. Начальный пункт — станция Мальковичи на железнодорожной линии Барановичи — Лунинец.


Узкоколейная железная дорога в атласе «Схемы железных дорог
и водных путей сообщения СССР», изданном в 1943 году.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1983 году.

Узкоколейная железная дорога была построена в 1916-17 годах, в ходе Первой Мировой войны как военно-полевая железная дорога. Колея 600 мм.

После войны была превращена в узкоколейную железную дорогу общего пользования. Находилась в ведении Польских государственных железных дорог (PKP). Являлась частью обширной сети.

В период Великой Отечественной войны (1941-45 год) узкоколейная железная дорога была разрушена. После войны не восстановлена, за исключением двух участков: от станции Ивацевичи в лес и от станции Мальковичи в лес. Эти участки были лесовозными.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы.








ЛЯХОВИЧСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Ляховичского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Туховичи.

По состоянию на 2014 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога у станции Буды. Начальный пункт — станция Буды на железнодорожной линии Барановичи — Лунинец.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1983 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году (обозначена разобранной).

Узкоколейная железная дорога, скорее всего, была лесовозной.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы.








ПРУЖАНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Оранчицы — Пружаны. Начальный пункт — станция Оранчицы на магистральной железнодорожной линии Барановичи — Жабинка.


Узкоколейная железная дорога в атласе «Схемы железных дорог
и водных путей сообщения СССР», изданном в 1943 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Узкоколейная железная дорога была построена в 1916-17 годах, в ходе Первой Мировой войны как военно-полевая железная дорога. Колея 600 мм.

После войны была превращена в узкоколейную железную дорогу общего пользования. Находилась в ведении Польских государственных железных дорог (PKP).

В период Великой Отечественной войны (1941-45 год) узкоколейная железная дорога была разрушена. Скорее всего, после войны не восстановлена.








СТОЛИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Глинка» в Колодном. Начальный пункт — село Колодное.

По состоянию на 2014 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога на участке «Зубково» торфопредприятия «Глинка». Начальный пункт — торфоперерабатывающий завод, расположенный вблизи села Лука.

По состоянию на 2014 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в окрестностях села Хотомель. Начальный пункт — село Хотомель, расположенное вблизи правого берега реки Горынь.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1982 году.

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Вероятнее всего, являлась сплавной — вывезенный по узкоколейной железной дороге лес сплавлялся по реке Горынь.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — начало 1990-х годов.














08.07.2018 © С. Болашенко


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!