Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МОГИЛЁВСКОЙ ОБЛАСТИ











Могилёвская область — регион Республики Беларусь. Центр — г. Могилёв. Площадь — 29,1 тыс. км², численность населения 1,209 тыс. чел. (2005).








БОБРУЙСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в посёлке Туголица. Начальный пункт — посёлок Туголица, расположенный вблизи остановочного пункта Туголица на железнодорожной линии Бобруйск — Рабкор.

По состоянию на 2003 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога торфопредприятия в посёлке Редкий Рог. Начальный пункт — посёлок Редкий Рог, расположенный вблизи станции Брожа на железнодорожной линии Бобруйск — Рабкор.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000 (обозначен только участок
от посёлка Редкий Рог до торфоперегруза).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000 (нанесена условно).

По информации от Г. Капустникова, первый участок рельсового пути узкой колеи вблизи посёлка Редкий Рог был построен в 1950 году. Первоначально для перевозок торфа использовались лёгкие вагонетки, применялась ручная тяга. В середине 1950-х годов рельсовый путь узкой колеи стал узкоколейной железной дорогой — появились паровозы. Вблизи станции Брожа был построен торфоперегруз. По широкой колее торф поступал в основном в город Бобруйск, где использовался в качестве топлива на ТЭЦ, позднее также на торфобрикетный завод в посёлке Туголица.

В середине 1960-х годов паровая тяга была заменена мотовозной. Котёл паровоза остался в посёлке Редкий Рог и использовался для отопления поселковой бани.

Приблизительно с 1970-х годов управление торфопредприятия «Редкий Рог» находилось не в посёлке Редкий Рог, а в соседнем посёлке Туголица.

Добыча торфа практически прекратилась в начале 1980-х годов, узкоколейная железная дорога была частично разобрана. В 1989 году вблизи закрытого торфоперегруза было решено построить торфобрикетный завод, участок узкоколейной железной дороги от посёлка Редкий Рог до торфоперегруза был отремонтирован.

Планы создания торфобрикетного завода не осуществились. Приблизительно в 1991 году узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.

По состоянию на 2006 год, в посёлке Редкий Рог сохранялось заброшенное здание депо, остатки некоторых других сооружений узкоколейной железной дороги.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) в окрестностях станции Красный Брод. Возможный начальный пункт — станция Красный Брод, расположенная на железнодорожной линии Бобруйск — Рабкор.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:100 000.

В некоторых топографических картах можно найти «узкоколейную железную дорогу» от станции Красный Брод к промышленным предприятиям, расположенным на южной окраине города Бобруйск.

Скорее всего, обозначение на карте — ошибка, допущенная картографами. В действительности по этому направлению пролегает подъездной путь широкой колеи от станции Красный Брод до Бобруйского цементного завода. Узкоколейной железной дороги здесь никогда не было.








БЫХОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Днепровского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Годылёво.

По состоянию на 2006 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Красная Беларусь». Начальный пункт — посёлок Красная Беларусь.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000.

Скорее всего, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1930-х годах. По некоторым данным, первоначально узкоколейная железная дорога была лесовозной.

Позднее в посёлке Красная Беларусь был построен торфобрикетный завод. Возможно, вблизи станции Лудчицы (железнодорожная линия Могилёв — Жлобин) производился перегруз торфа либо торфяной продукции в вагоны широкой колеи.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1980-е годы.








ГЛУССКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Кировского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Кировское.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000.

Информацией, касающейся истории узкоколейной железной дороги, автор в настоящее время не располагает. Возможно, узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой торфопредприятия «Татарка».

Скорее всего, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.








КЛИМОВИЧСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Великий Мох». Начальный пункт — посёлок Великий Мох, расположенный вблизи станции Шестёровка на железнодорожной линии Кричев — Рославль.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000.

По неподтверждённым данным, вывезенный по узкоколейной железной дороге торф использовался для производства брикетов на торфобрикетном заводе в посёлке Великий Мох.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1980-е годы.








КЛИЧЕВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Гончанского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Гончанский.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000.

Гончанское (Кличевское) торфопредприятие находится в посёлке Гончанский Кличевского района Могилёвской области. Информацией, касающейся истории узкоколейной железной дороги торфопредприятия, автор в настоящий момент не располагает.

Участок Гончанский — Перегрузочная (Воничи), связывавший торфомассивы со станцией Воничи на железнодорожной линии Могилёв — Осиповичи, был разобран в начале 1990-х годов.

Возможно, узкоколейная железная дорога полностью разобрана. По другим данным, участок от посёлка Гончанский до торфомассивов действует.



__________________________________________________________________________________________________




Лесовозная узкоколейная железная дорога в окрестностях станции Милое. Начальный пункт — станция Милое, расположенная на железнодорожной линии Могилёв — Осиповичи.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000 (нанесена условно).

По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога действовала в 1930-х годах.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1960-е годы либо ранее.








КОСТЮКОВИЧСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога торфопредприятия в городе Костюковичи. Начальный пункт — город Костюковичи, расположенный вблизи станции Коммунары на железнодорожной линии Кричев — Унеча.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000 (обозначена разобранной, обозначена не полностью).

Узкоколейная железная дорога была построена ориентировочно в конце 1950-х годов. Добыча торфа велась на торфомассиве, расположенном вблизи населённого пункта Печенеж. По информации от бывшего жителя Печенежа, на узкоколейной железной дороге использовалась мотовозная тяга.

Узкоколейная железная дорога была разобрана в 1970-х годах. В результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году населённый пункт Печенеж оказался в зоне радиоактивного заражения и был выселен.








КРИЧЕВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Кричевского цементного завода. Местонахождение — город Кричев.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1989 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Строительство Кричевского цементного завода началось в 1929 году. 23 ноября 1933 года завод был пущен в эксплуатацию. Скорее всего, одновременно с заводом была построена узкоколейная железная дорога, предназначенная для доставки на завод сырья из близлежащих карьеров. Узкоколейная железная дорога была электрифицирована.

По неподтверждённым данным, линии узкоколейной железной дороги пролегали в основном по территории карьеров, расположенных южнее узловой станции Кричев I. Протяжённость узкоколейной железной дороги была сравнительно небольшой.

Узкоколейная железная дорога была заменена железнодорожной линией широкой колеи в конце 1950-х либо начале 1960-х годов.


Цитата из материала «История развития», опубликованного на официальном сайте Кричевского цементного завода (http://www.kcsh.by/History/history.htm):

Возросшая потребность в сырье диктовала коренные изменения технической оснащённости как добычных средств, так и системы транспортировки сырья в производство. Для добычи мела были задействованы шагающие экскаваторы, а на смену узкоколейной ветке с маломощными электровозами и десятитонными вагонетками проложена железнодорожная линия нормальной колеи с использованием тепловозов и пятидесятитонных думпкаров.








ГОРОД МОГИЛЁВ





«Развлекательная» узкоколейная железная дорога (рельсовый путь узкой колеи) в городе Могилёве. Начальный пункт — город Могилёв.

«Развлекательная» узкоколейная железная дорога (рельсовый путь узкой колеи) находится на окраине города, представляет собой кольцевую линию длиной около 200 метров. Возможно, ширина колеи — не 750 мм. Путевого развития нет. Между ходовыми рельсами проложен контактный рельс. Имеется один электровоз полукустарного производства, открытые вагоны.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Могилёвского зоосада. Местонахождение — город Могилёв, район Буйничи.

По состоянию на 2017 год, узкоколейная железная дорога действует.








ОСИПОВИЧСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Татарка». Начальный пункт — посёлок Татарка, расположенный вблизи станции Татарка на железнодорожной линии Осиповичи — Бобруйск.

По состоянию на 2011 год, узкоколейная железная дорога действует.








СЛАВГОРОДСКИЙ РАЙОН





Рельсовый путь узкой колеи (?) в окрестностях населённого пункта Старинка. Начальный пункт — населённый пункт Старинка.


Топографическая карта масштаба 1:500 000 (рельсовый путь
узкой колеи не обозначен).

По неподтверждённым данным, в 1880 году был построен рельсовый путь узкой колеи от Старинковского чугунолитейного завода (в нынешнем населённом пункте Старинка) до пристани на реке Сож.

Скорее всего, здесь применялась конная тяга. Возможно, рельсовый путь никогда не являлся узкоколейной железной дорогой.














30.11.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу