Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ











Акмолинская область — регион Казахстана. Центр — г. Кокшетау (Кокчетав). Площадь — 147 тыс. км², численность населения 748,2 тыс. чел. (2004). На территории области находится город Астана (в состав области не входит).








АТБАСАРСКИЙ РАЙОН






Узкоколейная железная дорога Атбасар — Промышленная (Шантобе). Начальный пункт — город Атбасар.

По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Атбасарская детская железная дорога. Местонахождение — город Атбасар.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Атбасарская детская железная дорога была открыта в ноябре 1979 года. Детская железная дорога была названа именем первой женщины-космонавта В.В. Терешковой.

Атбасарская детская железная дорога находилась на восточной окраине города Атбасара, на левом берегу реки Жабай (в топографических картах это место показано как Заречное). Она представляла собой кольцевую линию с минимальным путевым развитием. Ориентировочная протяжённость — около 1 километра. Имелись две станции (одна из них, скорее всего, в действительности была остановочным пунктом).

Узкоколейная железная дорога не составляла единой сети с узкоколейной железной дорогой Краснознаменская — Тахтаброд Целиноградского отделения Целинной железной дороги (ныне узкоколейная железная дорога Атбасар — Шантобе). Подвижной состав (тепловоз ТУ2-024, три вагона Pafawag) был доставлен из депо Атбасар с помощью большегрузных автомобилей.

По неподтверждённым данным, в течение некоторого времени на Атбасарской детской железной дороге находился тепловоз ТУ2-156. По состоянию на июль 1991 года (информация от М. Хельме), единственным локомотивом был тепловоз ТУ2-024. Тепловоз ТУ2-156 в тот же самый момент находился на узкоколейной железной дороге Целиноградского отделения Целинной железной дороги (ныне узкоколейная железная дорога Атбасар — Шантобе).

В 1993 либо 1994 году работа узкоколейной железной дороги прекратилась. В ближайшие последующие годы узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.








ЕСИЛЬСКИЙ РАЙОН






Узкоколейная железная дорога Есиль — Калачи (?). Возможный начальный пункт — город Есиль, расположенный вблизи узловой станции Есиль.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1987 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1983 году

Узкоколейная железная дорога (в случае, если она когда-либо существовала) обслуживала урановый рудник, расположенный в посёлке Красногорский. Факт существования узкоколейной железной дороги — под вопросом. В одних топографических картах на этом месте можно найти узкоколейную железную дорогу, в других — железнодорожную линию широкой колеи.

Карта узкоколейной железной дороги (uzkkz01_krasnogorsky.jpg) составлена на основе двух листов карты масштаба 1:200 000, оба листа были изданы в 1983 году. Однако на «южном» листе наличествует обозначение железнодорожной линии широкой колеи, на «северном» — узкоколейной железной дороги.

Скорее всего, по направлению Есиль — Калачи всегда пролегала железная дорога широкой колеи, обозначение на картах — ошибка картографов. Однако узкоколейная железная дорога действовала на территории рудника.

В 1990-х годах добыча урановой руды в Красногорском была прекращена. В 2001 (?) году участок Есиль — Калачи был полностью разобран. По утверждению директора департамента ревизий и информационной безопасности ЗАО «Национальная компания «Казахстан темiр жолы» Рахата Тилебалдинова (http://www.nomad.su/?a=10-200211180006), при этом «65 грузовых вагонов на участке длиной в 700 метров оказались отрезанными от дороги и были разграблены».



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Ковыльная — Ломоносовская. Начальный пункт — станция Ковыльная, расположенная на железнодорожной линии Тобол — Есиль.


Узкоколейная железная дорога в атласе «Железные дороги СССР: направления и станции»,
изданном Главным управлением геодезии и картографии ГГК СССР в 1965 году.


Узкоколейная железная дорога в атласе железных дорог СССР,
изданном в 1975 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1987 году. Была показана только в северной части.

Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1963 году

Эта узкоколейная железная дорога являлась «целинной» узкоколейной железной дорогой (построенной в рамках программы освоения целинных и залежных земель). Являлась частью сети железных дорог общего пользования (МПС СССР, Карагандинская железная дорога, затем Казахская железная дорога, с 1977 года Целинная железная дорога).

Дата приёма узкоколейной железной дороги в постоянную эксплуатацию — 15 августа 1957 года (фактическое открытие движения произошло ранее). Первоначально планировалась, что станция Ломоносовская не будет конечным пунктом — узкоколейная железная дорога должна была пролегать по направлению Ковыльная — Ломоносовская — Пески-Целинные (ныне Новоишимская), и составлять единую сеть с узкоколейной железной дорогой Кустанай — Кокчетав — Иртышск.

Протяжённость линии Ковыльная I — Ломоносовская составляла 94 километра. Основное депо находилось на станции Ковыльная II.

На узкоколейной железной дороге работали паровозы КП (достоверность информации — под сомнением), тепловозы ТУ2. Имелось пассажирское сообщение (одна пара поездов в сутки).

Узкоколейная железная дорога была ликвидирована одной из первых или первой среди «целинных» узкоколейных железных дорог (без учёта тех «целинных» узкоколейных железных дорог, которые были заменены железнодорожными линиями широкой колеи). Ориентировочная дата ликвидации — 1985 год.


Цитата из материала, опубликованного в газете «Гудок», номер за 8 июля 2004 года, автор — С. Касатый (http://www.gudok.ru/index.php/print/5931):

Со станции Ковыльная, что на участке Кушмурун – Есиль, шагнула в целинную степь железнодорожная узкоколейка. Ее проложили в рекордные сроки, и уже во второй целинный урожай маленькие паровозики серии КП доставляли зерно в Ковыльную, чтобы перегрузить в «большие» вагоны и отправить по назначению.

Круглые сутки работали. Спали урывками. Уставали? Не то слово: с ног валились. Да были молоды — трудности нипочем. Зато хлебный конвейер «узкая колея — широкая колея» работал, как часовой механизм.









ЕРЕЙМЕНТАУСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога на шахте в Ерейментау. Местонахождение — шахта, расположенная в окрестностях города Ерейментау.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:50 000.

В городе Ерейментау (прежнее название Ерментау) действуют шахты (предположительно по добыче урановой руды). Имеется действующая шахтная узкоколейная железная дорога.








ГОРОД КОКШЕТАУ






Узкоколейная железная дорога Володарское — Кокчетав — Кзыл-Ту. Начальный пункт — город Кокчетав (Кокшетау).

Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1963 году

Есть все основания называть узкоколейную железную дорогу Володарское — Кокчетав — Кзыл-Ту одной из самых загадочных узкоколейных железных дорог. Она создавалась как часть крупнейшей «целинной» узкоколейной железной дороги Кустанай — Кокчетав — Иртышск, протяжённость которой должна была составлять свыше 500 километров.

Однако вскоре после начала строительства было принято решение об отказе от первоначального проекта. В результате, вместо единой магистрали были построены два невзаимосвязанных участка: Кустанай — Урицкое, Володарское — Кокчетав — Кзыл-Ту. На участке Урицкое — Володарское была построена железнодорожная линия широкой колеи.

По имеющимся данным, узкоколейная железная дорога Володарское — Кокчетав — Кзыл-Ту строилась Железнодорожными войсками, была принята в постоянную эксплуатацию в 1957 году. Скорее всего, на узкоколейной железной дороге работали тепловозы ТУ2, однако с полной уверенностью утверждать об этом невозможно.

Узкоколейная железная дорога действовала недолго. Скорее всего, участок Кокчетав — Кзылту был разобран и заменён железнодорожной линией широкой колеи в 1964 году. Существует версия, согласно которой, здесь строилась только железнодорожная линия широкой колеи, узкоколейной железной дороги никогда не было.

Участок Володарское — Кокчетав был разобран и заменён железнодорожной линией широкой колеи в 1970-х годах.

После завершения строительства железнодорожной линии широкой колеи на участке Кустанай — Володарское появилась железнодорожная линия значительной протяжённости — от станции Золотая Сопка (г. Троицк, Челябинская область) до станции Среднесибирская (окрестности г. Новоалтайск, Алтайский край). Она получила неофициальное наименование «Среднесибирская железнодорожная магистраль». Планировалось, что в будущем её конечным пунктом станет станция Мереть (Кузнецкий угольный бассейн, Кемеровская область), а в ещё более отдалённой перспективе — станция Инголь (Красноярский край).

По состоянию на 2006 год, участок Кокшетау — Володарское — Новоишимская (прежнее название Пески Целинные) представляет собой двухпутную электрифицированную железнодорожную магистраль со значительным грузопотоком, участок Кокшетау — Кзыл-Ту является однопутной неэлектрифицированной железнодорожной линией с минимальным грузовым и пассажирским движением. Участок Кзыл-Ту — Русская Поляна законсервирован (возможно, полностью разобран).



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Кокчетавского кирпичного завода №2 (?). Начальный пункт — город Кокшетау.


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

На топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1980-х годах, обозначена узкоколейная железная дорога вблизи города Кокчетав (Кокшетау). Возможно, узкоколейная железная дорога обслуживала Кокчетавский кирпичный завод №2.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Кокчетавская детская железная дорога. Начальный пункт — станция с неустановленным названием, расположенная в городе Кокшетау (Кокчетав).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1986 году (обозначена автором).


Местонахождение детской железной дороги на спутниковом снимке (источник — «Google Maps»).


Детская железная дорога на спутниковом снимке (источник — «Google Maps»).

Дата открытия Кокчетавской детской железной дороги — 1977 год. По информации от Д. Сутягина, узкоколейная железная дорога находилась вблизи пригородного посёлка Синегорье, и носила название «Синегорье».

Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 2 километров. Дорога имела конфигурацию замкнутого кольца. Тяговый подвижной состав — тепловоз ТУ2-204, позднее ТУ2-041.

По информации от П. Смирнова (г. Алма-Ата), детская железная дорога находилась в «Парке имени Борцов за Советскую власть», созданном одновременно с детской железной дорогой — в 1970-х годах.


Цитата из материала П. Смирнова (2008 год, частная переписка):

Парк заложен примерно в то же время, когда была создана ДЖД. Линия проходила практически по периметру парка, огибая памятник борцам.

На месте светлого пятна [на спутниковом снимке], расположенного между трассой железной дороги и трассой аллеи, ведущей к памятнику с севера на юг, производилась посадка на поезд. Когда я на нём катался (кажется, в 1978 году, но точно не помню), там было несколько деревянных помостов со ступеньками; поезд, прибывая на «станцию», пытался остановиться так, чтобы двери вагонов были напротив этих помостов. Пацаны ещё только учились, и поездка была памятна рывками и резкими торможениями.

Путевого развития не помню. Но в памяти всплывает мысль, что «в Алма-Ате, хоть и заброшенный, но второй путь на задворках есть, а здесь только тупик».



Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2000 год.








ГОРОД ЩУЧИНСК





Щучинская детская железная дорога. Начальный пункт — город Щучинск, расположенный вблизи станции Курорт Боровое (Бурабай Курорты) на железнодорожной линии Астана — Кокшетау.

Город Щучинск является центром курортной местности, в нём находится локомотивное депо и другие предприятия железнодорожного транспорта. 1 июня 1979 года здесь была открыта детская железная дорога.

По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога представляла собой кольцевую линию с минимальным путевым развитием, ориентировочной протяжённостью около 1 километра.

В 1989 году на узкоколейную железную дорогу поступили два новых вагона ПВ40.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — конец 1990-х годов.














29.11.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу