УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ











Восточно-Казахстанская область — регион Казахстана. Центр — г. Усть-Каменогорск. Площадь — 283,2 тыс. км², численность населения 1 451 тыс. чел. (2004).






Восточно-Казахстанская область Республики Казахстан включает территорию бывшей Семипалатинской области, существовавшей до 1997 года.

По состоянию на 2009 год, было известно о существовании в Восточно-Казахстанской области одной действующей узкоколейной железной дороги (без учёта относящихся к категории шахтных) — узкоколейной железной дороги Жана-Семейского (Семипалатинского) шпалопропиточного завода.







ГОРОД РИДДЕР





Риддеровская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — город Риддер.

Узкоколейная железная дорога строилась с целью соединения горнозаводского посёлка Риддер с городом Усть-Каменогорском, расположенным на судоходной реке Иртыш. Инициатором строительства было Риддеровское горнопромышленное общество, однако существенный вклад в строительство узкоколейной железной дороги внесло государство — в военное время узкоколейная железная дорога была необходима для развития производства свинца на заводах в Риддере.

Ориентировочная дата открытия сквозного движения — 1916 год. Подвижной состав был доставлен водным путём (по реке Иртыш до Усть-Каменогорска).

В 1937 (?) году узкоколейная железная дорога была заменена железнодорожной линией широкой колеи Локоть — Защита (Усть-Каменогорск) — Риддер. Возможно, движение по широкой колее на участке Защита — Риддер началось до открытия сквозного движения на участке Локоть — Защита (подвижной состав широкой колеи также завозился водным путём).



__________________________________________________________________________________________________




Лесовозная узкоколейная железная дорога в городе Риддер. Начальный пункт — город Риддер.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1965 году.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1968 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1990 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1976 году

Город Риддер (до 2002 года Лениногорск) являлся начальным пунктом единственной в Казахстане «горной» лесовозной узкоколейной железной дороги.

Возможно, первые участки узкоколейной железной дороги были открыты в 1930-х годах, составляли единую сеть с узкоколейной железной дорогой Усть-Каменогорск — Риддер. Узкоколейная железная дорога получила значительное развитие в годы Великой Отечественной войны. Имелось несколько лесных посёлков, существовало пассажирское сообщение.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2000 год.








ГОРОД СЕМИПАЛАТИНСК





Семипалатинская детская железная дорога. Местонахождение — город Семипалатинск.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Период ликвидации: 1990-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Жана-Семейского шпалопропиточного завода. Местонахождение — город Семипалатинск (Семей).

По состоянию на 2009 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейные железные дороги (?) вблизи Сростенской железнодорожной ветви. Возможное местонахождение — лесной массив к северу от города Семипалатинска.


Разобранные железные дороги севернее города Семипалатинска на топографической карте масштаба 1:200 000
(предположительно, Сростенская железнодорожная ветвь широкой колеи).

В 1917 году вблизи города Семипалатинска начала строиться «Сростенская железнодорожная ветка», связывавшая город с лесными массивами и служившая для вывоза леса.

Скорее всего, Сростенская железнодорожная ветвь всегда была ширококолейной. По неподтверждённым данным, в некоторых пунктах в ней примыкали узкоколейные железные дороги (либо рельсовые пути узкой колеи, на которых применялась конная тяга).

Сростенская железнодорожная ветвь была разобрана в конце 1930-х годов. Узкоколейные железные дороги были разобраны тогда же (в случае, если они существовали)

Материал о Сростенской железнодорожной ветви (автор — В. Н. Кашляк)













Узкоколейные железные дороги на строящейся Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали. Начальные пункты неизвестны.

При строительстве Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали (Семипалатинск — Алма-Ата — Луговая) использовались временные узкоколейные железные дороги. Основным тяговым подвижным составом были мотовозы иностранного производства.

Данными о количестве и протяжённости временных узкоколейных железных дорог автор не располагает.














30.11.2006 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика