Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!








УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ











Карагандинская область - регион Казахстана. Центр - г. Караганда. Площадь - 428 тыс. км², численность населения 1 375 тыс. чел. (2001).










По состоянию на 2006 год, в Карагандинской области сохранилась одна узкоколейная железная дорога колеи 750 мм (Карагандинская детская железная дорога). Имеется также некоторое количество действующих узкоколейных железных дорог с другой шириной колеи (шахтных, имеющих наземные участки). В настоящее время они не представлены на этой странице.





ГОРОД ЖЕЗКАЗГАН






Жезказганская детская железная дорога. Начальный пункт - город Жезказган.

Детская железная дорога в городе Жезказган (в то время Джезказган) была построена по инициативе председателя Джезказганского горисполкома Ю. А. Чуйкова. Узкоколейная железная дорога была открыта в 1984 году. На дорогу поступил подвижной состав, работавший на узкоколейной железной дороге Перевалочная - Карсакпай, разобранной несколькими годами ранее. Единственным локомотивом был мотовоз МД54-4.

По информации от М. Уткина, детская железная дорога находилась вблизи 91-го квартала (он же - 9-й микрорайон), рядом с «политехом» (техникумом). Большая часть пути пролегала по болоту, засыпанному щебнем. В первый год узкоколейная железная дорога успешно работала. Затем насыпь стала проседать, периодически рельсы оказывались под водой.

В последующие годы предпринимались попытки реконструкции дороги. Через какое-то время, в связи угрозой безопасности движения, от эксплуатации дороги пришлось отказаться. Ориентировочная дата окончательного прекращения движения - 1987 год.

Протяжённость узкоколейной железной дороги не установлена. Ни на одной из известных автору топографических карт узкоколейная железная дорога не обозначена.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 1990-х годах.








ГОРОД КАРАГАНДА






Карагандинская детская железная дорога. Начальный пункт - станция Арман, расположенная в черте города Караганда.

По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Спасская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт - угольные шахты на территории нынешнего города Караганда.

Строительство узкоколейной железной дороги началось в 1906 году. В то время владельцем карагандинских угольных месторождений был французский предприниматель Клод-Эрнст Жан Карно. Каким образом был доставлен подвижной состав - автору неизвестно (железнодорожная линия широкой колеи появилась в Караганде лишь в 1931 году). С 1907 года узкоколейная железная дорога принадлежала акционерному обществу «Спасские медные руды», управление которого находилось в Лондоне. После 1917 года была национализирована.

Узкоколейная железная дорога связывала угольные шахты со Спасским медеплавильным заводом. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 40 километров. Информацией о ширине колеи автор не располагает.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога была разобрана в 1930-х годах, после того, как в Карагандинском угольном бассейне появились железнодорожные линии широкой колеи.








ШЕТСКИЙ РАЙОН






Узкоколейная железная дорога в посёлке Дарьинский. Начальный пункт - посёлок Дарьинский, расположенный вблизи станции Дарья на железнодорожной линии Карабас - Жарык.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога предназначалась для вывоза кварцита. В 1990-х годах либо ранее она была заменена железнодорожной линией широкой колеи.

По информации от М. Уткина, по состоянию на 2004 год, в посёлке в посёлке Дарьинский работают карьеры предприятия «КРАМДС-Кварцит». Кварцит (кварцитовый щебень) вывозится на обогатительный комплекс в Карамурун. На железнодорожной линии широкой колеи работают 2 или 3 тепловоза ТЭМ2УМ.














Байконурская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт - станция Перевалочная, расположенная на железной дороге предприятия железнодорожного транспорта Жезказганского горно-металлургического комбината, в окрестностях посёлка Рудник (прежнее название - посёлок Жезказган).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000 (показан только участок Перевалочная - Карсакпай).



Решение о строительстве узкоколейной железной дороги было принято в 1914 году. В конце 1914 года на станцию Джусалы Оренбурго-Ташкентской железной дороги был доставлен подвижной состав узкой колеи (5 паровозов, 278 вагонов). Началась доставка подвижного состава в Байконур, продлившаяся почти три года.

«От станции Джусалы по направлению на Джезказган рабочие уложили 14 километров железнодорожных путей. Это была узкоколейка-времянка. По ней двинулась сцепка из пяти паровозов, тянущая за собою товарный состав с грузом 3300 тонн. Диковинный поезд растянулся в длину на 2,5 километра. Как только головной паровоз приближался к концу путей, состав останавливался. Рабочие разбирали участок пути, примыкающий к хвостовому вагону, и снова укладывали шпалы и рельсы перед поездом. В топках паровозов сжигался уголь, который на лошадях и верблюдах доставляли с байконурских копей. К месту назначения поезд прибыл в октябре 1917 года - через 2 года 11 месяцев со дня отбытия со станции Джусалы».

Целью строительства узкоколейной железной дороги среди бескрайних пустынных степей в центре современного Казахстана являлось освоение месторождений угля и медной руды. В посёлке Карсакпай был построен медеплавильный завод.

По узкоколейной железной дороге перевозился уголь от шахт в посёлке Байконур до медеплавильного завода в посёлке Карсакпай, медная руда от рудника, находившегося в посёлке Джезказган (в 25 километрах к западу от ныне существующего города Жезказган).

В 1937 году была открыта железнодорожная линия широкой колеи Караганда - Жарык - Джезказган. С того времени доставленные по узкоколейной железной дороге грузы стали перегружаться на широкую колею, для чего была построена специальная станция, получившая название Перевалочная. После появления крупного медеплавильного комбината в Джезказгане медеплавильный завод в Карсакпае был закрыт.

В 1950-х годах посёлок Байконур стал местом размещения «бутафорского» космодрома. Фактическое место старта космических аппаратов было решено разместить в 400 километрах от этого посёлка, вблизи станции Тюратам на Оренбурго-Ташкентской железной дороге. Но для того, чтобы ввести в заблуждение советских граждан, вблизи Байконура были построены «ложные» стартовые площадки, которые, по замыслу авторов данной идеи, сверху должны были выглядеть так же, как и настоящие.

Возможно, закрытие участка Карсакпай - Байконур (конец 1950-х годов?) было связано с появлением «ложного» космодрома, который охранялся не менее строго, чем действующий космодром вблизи станции Тюратам. Позднее космодром в Тюратаме получил название Байконур, «псевдокосмодром» вблизи посёлка Байконур в настоящее время почти забыт.

По неподтверждённым данным, вплоть до последних дней работы узкоколейной железной дороги основным тяговым подвижным составом на ней были паровозы. Известно о наличии мотовозов МД54-4. Один мотовоз МД54-4 после ликвидации узкоколейной железной дороги был передан на детскую железную дорогу в городе Джезказган (Жезказган).

В конце 1970-х годов либо начале 1980-х годов узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.














Узкоколейная железная дорога (?) в посёлке Сарышаган. Возможный начальный пункт - посёлок Сарышаган, расположенный вблизи станции Сары-Шаган на железнодорожной линии Моинты - Берлик.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:200 000.

Скорее всего всего, узкоколейной железной дороги в посёлке Сарышаган никогда не было. Обозначение на карте - ошибка картографов, в действительности по этому направлению пролегает железнодорожная линия широкой колеи.

В окрестностях посёлка Сарышаган находится военный полигон Сарышаган. Центр полигона - город Приозерск (он не обозначен в большинстве карт, изданных до 1991 года).

В материале, опубликованном в газете «Красная Звезда» http://www.redstar.ru/2001/12/18_12/4_01.html, упоминается узкоколейная железная дорога на строящемся полигоне. В действительности, скорее всего, речь идёт о железнодорожной линии широкой колеи.














23.11.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу