Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ










Костанайская область — регион Казахстана. Центр — г. Костанай (Кустанай). Площадь — 196,2 тыс. км², численность населения 908 тыс. чел. (2006).








ГОРОД АРКАЛЫК





Узкоколейная железная дорога Тургайского бокситового рудоуправления (?). Начальный пункт — город Аркалык.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1983 году.

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1950-е годы. Скорее всего, узкоколейная железная дорога обеспечивала вывоз бокситовой руды из карьеров, расположенных в окрестностях города Аркалыка.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы. На месте линий узкоколейной железной дороги были построены железнодорожные линии широкой колеи.



__________________________________________________________________________________________________




Аркалыкская детская железная дорога. Начальный пункт — город Аркалык.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1983 году (нанесена условно).


Узкоколейная железная дорога на туристском плане города Аркалыка, изданном в 1985 году.

Аркалыкская детская железная дорога была открыта в 1986 году (?). Находилась в северной части города, вблизи 9 и 11 микрорайонов, представляла собой кольцевую линию протяжённостью немногим более 1 километра. Тяговый подвижной состав, по неподтверждённым данным, был представлен тепловозом ТУ2-105.

Возможно, узкоколейная железная дорога работала только летом 1986 года. В 1988 году город Аркалык лишился статуса областного центра — была ликвидирована Тургайская область. С этим событием нередко связывают ликвидацию детской железной дороги — город, лишённый высокого административного ранга, не мог позволить себе её содержание. Через два года, в 1990 году, Тургайская область была восстановлена, и просуществовала до 1997 года.

Существует версия, согласно которой, строительство детской железной дороги начиналось, но она не была построена и не работала ни дня (скорее всего, это не соответствует действительности).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1990-е годы. По состоянию на 2004 год, численность населения города Аркалыка сократилась по сравнению с уровнем 1991 года примерно в четыре раза. Большая часть города (в том числе и микрорайоны, где находилась узкоколейная железная дорога) — скопление заброшенных домов и развалин.








ГОРОД ДЖЕТЫГАРА





Джетыгаринская детская железная дорога. Местонахождение — город Джетыгара (Житикара).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1989 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Дата строительства Джетыгаринской детской железной дороги не установлена (предположительно 1980-е годы). По неподтверждённым данным, дорога должна была стать полноценным учебно-воспитательным учреждением. На это указывает тот факт, что детская железная дорога имела характер крупного капитального сооружения (протяжённость пути свыше 1 километра, «ширококолейные» рельсы на всём протяжении линии).

В полной мере планы создания детской железной дороги не были реализованы. «Тяжёлый» подвижной состав в Джетыгару не поступал, обучение детей железнодорожным профессиям здесь никогда не производилось.

С начала 1990-х годов (?) до 2006 года узкоколейная железная дорога не работала.

По состоянию на июнь 2008 года (информация от М. Уткина), «развлекательная» узкоколейная железная дорога в Джетыгаре (несостоявшаяся детская железная дорога) является «условно действующей». Местонахождение узкоколейной железной дороги — Центральный парк города Житикары. Линия имеет конфигурацию замкнутого кольца. Ширина колеи стандартная — 750 мм. Путевого развития нет.

Подвижной состав, состоящий из лёгкого самодельного локомотива, внешне стилизованного под паровоз, и двух самодельных лёгких вагонов, хранится в металлическом ангаре, возведённом на одном из участков пути. Ангар одновременно выполняет функцию бутафорского «тоннеля» (в этом Джетыгаринская детская железная дорога аналогична Малой Ярославской детской железной дороге, хотя её протяжённость как минимум в три раза больше).

Владельцем узкоколейной железной дороги, по состоянию на 2006 год, являлся предприниматель Руслан Булудов. Узкоколейная железная дорога используется для развлекательных поездок в летнее время. Стоимость проезда 30 тенге. Чёткого распорядка работы и расписания движения поездов нет.

По свидетельству М. Уткина (июнь 2008 года), движение по узкоколейной железной дороге производится крайне редко — несколько раз за сезон (возможно, только по праздничным дням).


http://www.ng.kz/cgi-bin/cms/view.cgi?id=13250&print=1 — упоминание возобновления работы узкоколейной железной дороги («Наша Газета», 17 августа 2006 года)

http://tzhs.narod.ru/rail1/10mp/1ut16/1ut16.html — краткое описание и фотографии, сделанные М. Уткиным (июнь 2008 года)









ГОРОД КОСТАНАЙ





Узкоколейная железная дорога Кустанай — Урицкое. Начальный пункт — город Кустанай (Костанай).


Линия Кустанай — Кокчетав — Кзылту, включающая узкоколейные и ширококолейные участки, в атласе
«Железные дороги СССР: направления и станции», изданном Главным управлением
геодезии и картографии ГГК СССР в 1965 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1965 году

Согласно первоначальным планам строительства узкоколейных железных дорогах в районах освоения целинных и залежных земель, город Кустанай должен был стать начальным пунктом гигантской узкоколейной железной дороги, протяжённость главной линии которой должна была составлять свыше 500 километров (Кустанай — Урицкое — Володарское — Кокчетав — Кзыл-Ту — Иртышск).

Строительство началось в 1953 году. Однако вскоре было решено отказаться от первоначального проекта. Разветвлённая межрегиональная сеть узкоколейных железных дорог не появилась, Кустанай стал начальным пунктом не самой крупной (по меркам того времени) узкоколейной железной дороги, протянувшейся до станции Урицкое, позднее названной Новоурицкое (143 километра). В память о грандиозном проекте, на окраине Кустаная до сих пор существует посёлок с названием Узкая Колея. В нём находилось депо, обслуживавшее узкоколейную железную дорогу.

Скорее всего, первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы. В 1955 году появился тепловоз ТУ1-001 (работал в Кустанае непродолжительное время), в 1956 году — тепловозы ТУ2. Возможно, их было пять — ТУ2-003, ТУ2-051, ТУ2-052, ТУ2-053, ТУ2-089.

По некоторым данным, все тепловозы ТУ2 в 1959 году были переданы на другие узкоколейные железные дороги. Возможно, в 1959 году узкоколейная железная дорога была разобрана. В некоторой степени, в качестве доказательства этой гипотезы может служить фрагмент текста книги Л. И. Брежнева «Целина», в котором упомянуто о непродолжительном существовании узкоколейных железных дорог Кустаной — Урицкое и Есиль — Тургай (скорее всего, под узкоколейной железной дорогой Есиль — Тургай понимается узкоколейная железная дорога Ковыльная — Ломоносовская):

«Среди других обсуждался вопрос о строительстве дорог на целине. Большинство стояло на том, что дороги нужно строить шоссейные, для автотранспорта. Пусть это и дороже, и дольше, но лучше сразу начинать развивать капитальную, современную, рассчитанную на дальнюю перспективу дорожную сеть. Одновременно с ней предлагалось в узловых местах развернуть строительство крупных элеваторов.

Однако Н. С. Хрущев считал, что целесообразнее построить несколько узкоколейных железных дорог, к которым, как он говорил, можно будет подвозить хлеб из глубинок. Никакие аргументы против этой идеи во внимание приняты не были. Так была построена сначала узкоколейка Кустанай—Урицкое, а затем и Есиль—Тургай. Это была ошибка, обе дороги практически не сыграли ожидаемой роли в вывозке хлеба и вскоре были разобраны.»


В конце 1970-х годов была введена в эксплуатацию железнодорожная линия широкой колеи Кустанай — Урицкое (участок «Среднесибирской железнодорожной магистрали»).



__________________________________________________________________________________________________




Кустанайская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Пионерская, расположенная в городе Кустанай (Костанай).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1989 году (нанесена условно).


Узкоколейная железная дорога на спутниковом снимке (источник — «Google Maps»).

Узкоколейная железная дорога спутниковом снимке (увеличенный формат изображения)

Кустанайская детская железная дорога была открыта 7 октября 1978 года. В то время на узкоколейной железной дороге имелся тепловоз ТУ2-111, пассажирские вагоны PAFAWAG. Позднее тепловоз ТУ2-111 был передан на Карагандинскую детскую железную дорогу, в Кустанай поступил тепловоз ТУ2-043 из Атбасара.

Узкоколейная железная дорога представляла собой кольцевую линию протяжённостью около 3 километров. Она находилась в городской зоне отдыха, вблизи реки Тобол.

Сезон работы в течение летних месяцев 1999 года оказался для детской железной дороги последним. Весной 2000 года водами разлившейся реки Тобол было разрушено земляное полотно приблизительно на трети протяжённости кольца.

Летом 2000 года рельсовый путь был снят. Тогда заявлялось, что рельсы снимаются с целью предотвращения их воровства, и в будущем дорога должна быть восстановлена. Но этого не произошло. Скорее всего, через несколько лет тепловоз и вагоны были порезаны.














30.11.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу