Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КРЫМА











Республика Крым (с формально отдельным от неё городом Севастополь) — регион России с точки зрения властей России, регион Украины согласно официальной позиции Украины и всего остального мира. Центр — г. Симферополь. Вместе с Севастополем площадь — 27 200 км² (в том числе Севастополь — 1079 км²), численность населения 2 340 тыс. чел., в том числе Севастополь 428 тыс. чел. (2016).

С 2014 года контролируется Россией. Присоединение не признано никем, и для всего мира (для 98 процентов населения планеты) Крым является территорией Украины. На картах во всём мире изображается как территория Украины, иногда с пометкой «временно оккупирована Российской Федерацией».







Крым был присоединён к России в ходе операции российских вооружённых сил, прошедшей почти бескровно. Военная операция сопровождалась референдумом, на котором абсолютное большинство жителей проголосовало за присоединение к России.

Я не спорю с тем, что большинство населения Крыма действительно было за присоединение к России.

Но мнение населения не имеет ни малейшего значения в вопросах государственной принадлежности территорий!

Фундаментальный принцип мироустройства — нерушимость границ! Пусть хоть 100 процентов за отделение или за присоединение к другой стране, но это не даёт права менять границы.

Мнение населения нигде и никогда не имеет ровным счётом никакого практического смысла! Если только государство-держатель территории официально не разрешило проводить референдум по этому вопросу, что является редким исключением.

Крыму аннексия принесла только вред: разрыв всех налаженных экономических связей с остальной Украиной, превращение полуострова в остров (причём мост через Керченский пролив, на который потрачены огромные деньги, заменителем сухопутной связи с материком по перешейкам никак не может быть).

Варварское закрытие трамвая в Молочном — по причине того, что бюрократия в России намного более жёсткая, чем в Украине.

Почти полное исчезновение сельского хозяйства, основой которого были орошаемые земли. Вода поступала из реки Днепр и была предсказуемо перекрыта Украиной.

Единственный позитивный момент — сохранены памятники Ленину. Которые снесены на контролируемой Украиной территории.

Результат событий 2014 года — едва не повторился 1914 год, когда началась Первая мировая война. Крым стал «серой зоной», а Россия является государством-изгоем. Нечто подобное в недавнем прошлом совершал только Ирак в 1990 году, захватив Кувейт. Вскоре это привело к полному разгрому и разрушению Ирака.

Другие страны (Турция в случае с Северным Кипром, Армения в случае с Нагорным Карабахом) не решались на такую запредельную наглость, как включение территорий других государств в свой состав. Вместо этого такие территории делаются марионеточным государством.

Возможно, в Крыму действуют две узкоколейные железные дороги: Евпаторийский трамвай и узкоколейная железная дорога на «Сольпроме». До тех пор, пока статус территории не будет урегулирован — никому не рекомендую эту территорию посещать!

Если и посещать Крым, то только единственным законным образом — из Украины. Но Украина, по состоянию на 2017 год, не пропускает в Крым почти никого, кроме своих граждан, причём и их — с множеством ограничений. Иностранных граждан пропускают в очень редких случаях и при очень веских документальных обоснованиях. Пока это так — лучше забыть об этой территории.


Наибольшая концентрация узкоколейных железных дорог в 1990-е годы приходилась на город Евпатория и его окрестности.

Здесь действовали три узкоколейные железные дороги колеи 600 мм — на «Сольпроме», в Мойнаках и в Саках. Впрочем, полноценным объектом однозначно является только первая.

Две полноценные узкоколейные железные дороги колеи 1000 мм — Евпаторийский трамвай и трамвай села Молочное. До 1992 года действовала также полноценная узкоколейная железная дорога колеи 750 мм — Евпаторийская детская железная дорога.

В 2009 году, когда я посещал Крым, здесь действовали следующие узкоколейные объекты: трамвай в Евпатории, трамвай в Молочном (сезонное движение). Условно действующие, без сколь-нибудь регулярного движения: на «Сольпроме» (восточная окраина города Евпатория), в Мойнаках (западная окраина города Евпатория), в городе Саки. Публикация 2009 года.

Ныне действующих полноценных узкоколейных объектов в лучшем случае осталось два: Евпаторийский трамвай колеи 1000 мм и узкоколейная железная дорога на «Сольпроме». Её состояние — под вопросом.

Объекты в Мойнаках (Евпатория) и в городе Саки: спорный вопрос, действуют ли. А если действуют — являются ли полноценными узкоколейными железными дорогами.

Ни одного объекта с традиционными узкоколейными тепловозами и вагонами в Крыму нет с момента закрытия детской железной дороги в Евпатории.





ГОРОД ЕВПАТОРИЯ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ





Узкоколейная железная дорога в Мамайской каменоломне. Местонахождение — посёлок Каменоломня, расположенный к северу от города Евпатория.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1988 году.

Узкоколейная железная дорога обслуживала каменный карьер. Ориентировочный период постройки — начало ХХ века. Владелец в последние годы работы — Евпаторийский завод строительных материалов.

Подвижной состав: предположительно паровозы, затем мотовозы. Тепловозы Камбарского машиностроительного завода, скорее всего, никогда не поставлялись.

В 1980-х годах узкоколейная железная дорога была заменена железной дорогой широкой колеи.



__________________________________________________________________________________________________




Евпаторийский трамвай. Местонахождение — город Евпатория.

По состоянию на 2017 год, узкоколейная железная дорога действует. Колея 1000 мм.



__________________________________________________________________________________________________




Трамвай села Молочное. Местонахождение — село Молочное (Терекли-Конрат), расположенное в 10 километрах западнее города Евпатория. Колея 1000 мм.

Последняя поездка совершена в конце августа 2014 года. После этого узкоколейная железная дорога разрушается и разграбляется.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога на «Сольпроме». Местонахождение — ближайшие окрестности города Евпатория. Колея предположительно 600 мм.

Состояние на 2017 год не выяснено. Не исключается, что узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога грязелечебницы Мойнаки. Местонахождение — город Евпатория. Колея предположительно 600 мм.

Состояние на 2017 год не выяснено. Не исключается, что узкоколейная железная дорога действует. Однако объект имеет незначительные масштабы. Спорный вопрос, является ли он полноценной узкоколейной железной дорогой.



__________________________________________________________________________________________________




Евпаторийская детская железная дорога. Местонахождение — город Евпатория.

Узкоколейная железная дорога не действует с осени 1991 года. В период от 1992 года до 2000 года она была полностью разобрана.








ГОРОД САКИ





Узкоколейная железная дорога грязелечебницы санатория имени Бурденко. Местонахождение — город Саки. Колея предположительно 600 мм.

Состояние на 2017 год не выяснено. Не исключается, что узкоколейная железная дорога действует. Однако объект имеет незначительные масштабы. Спорный вопрос, является ли он полноценной узкоколейной железной дорогой.








ГОРОД КЕРЧЬ





Узкоколейная железная дорога Керченского железорудного комбината. Начальный пункт — посёлок Аршинцево в составе города Керчь.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной
в 1982 году (основная часть), 1997 году (крайняя северная часть).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1989 году.

Крупнейший узкоколейный объект Крыма. Ширина колеи — 900 мм, по другим данным, 1000 мм.

Узкоколейная железная дорога была электрифицирована, являлась технически развитой. Работало большое количество электровозов разных типов. Основным назначением узкоколейной железной дороги была доставка руды из карьеров на комбинат.

Керченский железорудный комбинат остановился в 1990-е годы. Последний поезд на узкоколейной железной дороге прошёл ориентировочно в 2000 году.

В последующие годы большое хозяйство разграблялось на металлолом. По состоянию на 2007 год, сохранялись отдельные «недоразобранные» участки путей, обрывки контактной сети.

Следует учесть, что на комбинате были и ширококолейные пути, в том числе (по неподтверждённым данным) электрифицированные.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.








ГОРОД СЕВАСТОПОЛЬ





Городская железная дорога (трамвай) в Севастополе. Местонахождение — город Севастополь.

Трамвайное движение в Севастополе было открыто в 1898 году — на год раньше, чем в Москве. С первого дня работы сеть была электрифицированной, использовался штанговый токосъём. Колея 1000 мм.

Севастополь — огромный по площади город. Трамвайная сеть была разветлённой и успешно справлялась с крутыми уклонами. Имелась междугородная линия Севастополь — Балаклава.

Трамвайное движение прекратилось с началом боевых действий в 1941 году. После Великой Отечественной войны Севастопольский трамвай не восстанавливался.








ГОРОД СИМФЕРОПОЛЬ





Городская железная дорога (трамвай) в Симферополе. Местонахождение — город Симферополь.

Трамвайное движение в Симферополе было открыто в 1914 году. Колея 1000 мм. Трамвай изначально был частным, принадлежал «Бельгийскому анонимному обществу».

Движения не было в связи с Гражданской войной с 1918 по 1924 год, и в период Великой Отечественной войны с ноября 1941 года по ноябрь 1944 года.

В 1960-е годы местные безмозглые чиновники решили ликвидировать трамвай как «убыточный». Такое было не характерно для СССР, но такие случаи были. Последний трамвайный вагон перевёз пассажиров 30 ноября 1970 года.

Некоторые вагоны были переданы в другие города, в том числе в Евпаторию — единственный город Крыма, где трамвай был сохранён. Все пути были разобраны.














21.11.2017 © С. Болашенко


назад

на главную страницу